Перейти к основному содержанию

«История имеет право требовать...»

Доктор исторических наук Татьяна Кароева о том, почему развитие каждого города зависит не только от экономики, но и от социального капитала
05 сентября, 19:12

Доктор исторических наук, доцент кафедры истории и культуры Украины Винницкого государственного педагогического университета имени Михаила Коцюбинского Татьяна Кароева не так давно опубликовала книгу «Історія має право вимагати від міста Вінниці блискучого майбуття...». В ней говорится о феномене развития подольского города в 1892 — 1917 годах. Но в отличие от привычного образа Винницы как индустриального и торгового центра, автор изображает город, в котором современники гордились комфортностью жизни. За основу заглавия взяла цитату тогдашнего винницкого журналиста Николая Павлушкова. Таким образом она призвала читателей дать ответы на вопросы, почему Виннице удалось это сделать, чем был обусловлен ее успех и имеет ли она «блестящее будущее» в настоящий момент, когда ее все чаще ставят в пример для наследования другим регионам? 200 страниц, треть из которых является справочным и фактографическим материалом, дают возможность понять, что именно лежит в основе развития тогдашней Винницы и любого нынешнего украинского города.

«О Виннице начала прошлого века традиционно говорят как о промышленном и торговом городе, который неожиданно получил деньги и начал развиваться. Но если сравнить промышленный и торговый потенциал Винницы с другими городами Подольской губернии, то однозначными лидерами мы не были. А значит утверждать, что экономика была главной движущей силой, нельзя. Кое-кто связывает расцвет города с железной дорогой или военным гарнизоном, но и их назвать ключевыми не удается. Совокупно это все сработало в пользу города. Но главной его силой был социальный капитал. Иными словами, связи между людьми, нормы доверия и поведения, которые создают механизм социального взаимодействия, способный капитализироваться или материализоваться. Социологи, оперируя этим понятием, говорят о способности людей налаживать вертикальные и горизонтальные связи, которые потом выгодно реализуются в политике, экономике и культуре. И здесь невозможно не вспомнить тех людей, которые руководили или влияли на жизнь города — Николая Оводова, Дмитрия Гейдена, Григория Артынова... Причем были и такие люди, которые не жили в Виннице, но лоббировали ее интересы в высоких кабинетах. Такие знакомства деликатно, но можем назвать «инсайдерской информацией», «винницким лобби» и даже «коррупцией», потому что факты имеют место в историческом прошлом. Определенное дежавю мы чувствуем и сейчас, когда Винница имеет поддержку на центральном уровне. Это отображается на современном активном развитии города, хотя опять же мы не являемся индустриальным лидером, хотя бы Центральной Украины. То есть главным для города был и остается человеческий фактор, реализованный в коллективной памяти винничан».

«РАЗНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ ГОРОДА СКЛАДЫВАЮТ ОДИН ПАЗЛ»

«Моя книга — это не традиционный краеведческий очерк по истории Винницы, а концептуальная монография, в которой с помощью конструкта «социальный капитал» я пыталась объяснить причины успеха города в период ХІХ — начала ХХ веков, особенно начала ХХ века. Мы не можем измерять его, но он есть. И я попробовала хотя бы описать винницкое его наполнение. Вот откуда в книге короткий экскурс в прошлые битвы винничан за свои права, повествование о 102 добровольных ассоциациях горожан, именной указатель с биографическими справками почти о 300 винничанах начала ХХ века, и, разумеется, многочисленных ссылках на архивные документы и факты, о которых раньше не писалось. Книга дает любознательному читателю инструменты для поиска и определения идентичности винничан, кто мы есть и к чему стремимся. К сожалению, в советское время это стремление, как и социальный капитал винничан, было так или иначе повреждено. Ни одно городское общество в слишком централизованном государстве не могло развиваться естественным путем. Поэтому ни об одном городе нельзя говорить, что в нем уменьшился или увеличился социальный капитал, ему просто не давали себя проявить.

В независимой Украине сложились другие обстоятельства. И можем проследить и по определенным признакам и критериям определить тенденции его развития в нашем городе. Если смотреть внешне и читать прессу, то безусловно заметны позитивные признаки. Это последовательность в действиях руководителей Винницы. Достаточно вспомнить историю со швейцарскими трамваями, которая началась во времена, когда городским главой был Ваховский, потом ее продолжил Домбровский, в конечном итоге довел до логического завершения Гройсман и в настоящий момент мы ожидаем еще одну партию швейцарских вагонов уже при руководстве Моргунова. То есть разные руководители города составляют один пазл и это безусловный позитив в действиях».

«НА АВАНСЦЕНУ ВЫХОДИТ «ТРЕТЬЕ ПОКОЛЕНИЕ ГОРОЖАН»

«Еще один признак, характерный для многих нынешних городов, но не все о нем знают и умело его используют — это новое поколение. В настоящий момент на авансцену во многих областных городах выходит, как я его называю, «третье поколение горожан». Если анализировать послевоенную индустриализацию на примере Винницы, то на протяжении 1960—1970-х годов население выросло с 90 тысяч в 1959 году (мы фактически восстановились после войны) до 290 тысяч в 1979 году. То есть за 20 лет прирост населения составил 200 тысяч лиц. Конечно, он был не естественным, определенную роль сыграли индустриализация и урбанизационные процессы, то есть перемещение людей из сел в города. Так вот, люди, переехавшие в Винницу, были носителями сельской культуры, в частности и специфического понимания социальных связей, они приехали и укоренялись в город. Их дети уже родились или росли в городе, но имели связь с сельской местностью, — родители передавали тот тип культуры, в котором они выросли, дети постоянно ездили к бабушке и дедушке. Как следствие, они усваивали смесь сельской и городской культуры. Но их дети — это уже люди городской культуры, которые привыкли выживать и понимать город с его фрагментарностью и одиночеством, специфическим социальным поведением, укладом быта. В настоящее время это 30-летние люди, которые входят в активную силу. Вот на них я возлагаю определенные надежды, как на движущую силу. А учитывая тенденции заметного омолаживания управленческого состава нашего города, скоро «третье» поколение будет нами руководить.

Но очевидным является то, что всем украинским городам, кроме мегаполисов, в настоящее время не хватает интеллектуального прилива из других городов. Иными словами, «свежей крови», как было во времена индустриализации, когда открывались заводы и инженерные кадры ехали из всего Союза. Вопрос даже не в том, настолько это интеллектуально развитые люди, они просто другой культуры, и этот микс разных вариантов выживания придает силы и толкает город вперед. Искренне радовалась, когда на днях в городе был подписан договор об образовании еще одного индустриального кластера, который тянет за собой появление новых заводов. Нам нужен инновационно-технологический парк с разными кластерами не только для развития собственно экономики города, но и ради притока свежих кадров, а следовательно, рост социального капитала города».

«ПРИЙТИ К РЕЗУЛЬТАТУ ПОД СИЛУ ЕДИНИЦАМ»

«Все украинские города от начала независимости имели одинаковые возможности. Кто-то продолжал использовать свой промышленный потенциал, а, например, Львов в 2000-х вложился в туризм и рванул вперед, хотя теперь буксует на всех «фронтах». Киеву, невзирая на все его возможности динамически развиваться, мешает политика. Политической конъюнктурой полностью воспользовался Донецк, а теперь, кажется, и Винница. И, разумеется, меня как винничанку тревожат вопросы: «Наши успехи — это временное явление или результат внутренней потенции, реализованной в новых политических обстоятельствах? Мы в этих обстоятельствах сумели приумножить свой социальный капитал или просто пользуемся возможностями?»

Проблема украинских городов в том, что все знают, как должно быть, но не знают, как этого достичь — прийти к результату под силу единицам. Почему все города знали, что нужно делать, но у Винницы получилось? Я не буду анализировать, потому что не эксперт-аналитик, я не владею достаточной информацией для комплексного анализа. Но относительно винницкого успеха позволю себе привести такой пример. В науке существует концепция соционики, которая на грани социологии и психологии изучает взаимодействие между людьми. В 90-х годах отечественные ученые исследовали взаимодействие представителей украинского этноса с другими. Вывод таков: в Европе украинцы лучше всего слышат и понимают швейцарцев. У нас с ними лучше всего складываются контакты на подсознательном уровне. И Винница это чувствует — все успешные проекты в городе — трамваи, пространственное развитие, прозрачный офис — связаны со швейцарцами. Это можно считать нашим везением, однако...»

«В ПРАВИЛЬНОМ ЛИ СТРАТЕГИЧЕСКОМ НАПРАВЛЕНИИ МЫ ДВИЖЕМСЯ, СКАЖУТ СЛЕДУЮЩИЕ ПОКОЛЕНИЯ»

«И хотя моя книга о прошлом Винницы, и для меня как для историка во время исследования важно «поставить диагноз», что именно с нами происходило. Надеюсь, что для кого-то это будет стимул подумать о нас нынешних и понять, чего хотим в будущем. Если сравнивать городское продвижение тогдашнего перелома веков с сегодняшним,  пока что хвастаться, что эти годы были для нас суперуспешными, не осмелится никто, хотя изменения ощутимы и заметны. Но в правильном ли стратегическом направлении мы движемся, скажут следующие поколения. Возможно, и книгу, подобную моей, напишут».

* * *

После презентации книги «Історія має право вимагати від міста Вінниці блискучого майбуття...» и летнего отдыха Татьяна Кароева возвращается к преподавательской деятельности и, как она говорит, к «своим книжечкам». Много лет подряд она занимается исследованием украинской книги ХІХ века.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать