Перейти к основному содержанию

К юбилею — Бетховен и квартира

27 марта, 00:00

Репертуар главного дирижера Национальной оперы Украины Владимира Кожухаря, отметившего на днях свое 60-летие, огромен. Но для творческого вечера, прошедшего на сцене его родного театра, он выбрал не балет или оперу, где чувствует себя «как рыба в воде», а изысканную классику, самое любимое свое произведение — Девятую симфонию Людвига ван Бетховена. По словам юбиляра, за 37 лет творчества к наследию великого композитора он обращался сотни раз и считает эту симфонию вершиной симфонической музыки.

«Меньше слов и побольше хорошей музыки» — этому кредо Кожухарь не изменил и на этот раз, отведя для официоза лишь 10 минут. Юбиляру зачитали многочисленные приветствия, объявили о вручении ордена «За заслуги» и вручили самый ценный подарок от мэрии — ордер на квартиру. На вечере Владимир Маркович столько страсти вложил в игру, продемонстрировав полифонические возможности оркестра, хора и солистов театра. Чувствовался стиль и опытная рука маститого дирижера, в очередной раз подтвердившего, что он нынче является одним из интереснейших маэстро Европы. Уже в первой части слушатели ощутили космический размах музыки. Постепенно выкристаллизовывается основная тема с ее жестким ритмом. Бетховен гениально воплотил в звуках глубокое философское ощущение извечной борьбы человека, его сомнений, печали и уныния, среди которых — радость и счастье словно проблеск лучика надежды. Тревожно звучит оркестр во второй части. Целый букет мелодий: патетическое Адажио... преображенное в ре- мажорное Анданте, изящные вариации, фантастические сновидения, последние такты, pianissimo, оставляющие публику в глубокой сосредоточенности. И вот яркий финал: знаменитая шиллеровская ода «К радости», прославляющая жизнь (солисты: Лидия Забиляста, Людмила Юрченко, Александр Востряков и Тарас Штонда). Бетховенский призыв «Обнимитесь, миллионы» для нас сегодня, звучит особенно актуально. Композитор сумел «высечь огонь из сердец», а Кожухарь филигранно ощутил и передал музыку. У дирижера удивительное сочетание большого эмоционального размаха и яркого сценического штриха, тонкой нюансировки и умение разрабатывать детали, видеть и слышать произведение в целом, подчеркнуть основные направления сочинения, передать композиторскую концепцию. Его руки вокалисты называют «фантастическими», а танцоры утверждают, что когда Владимир Маркович за пультом, то будет сыграно «в ногу» и все артисты чувствуют себя уверенными на сцене. Оркестранты восхищаются тем, что он всегда безукоризненно знает музыкальный материал, обладает памятью словно у него в голове компьютер и умеет придавать классике современное звучание. В биографии маэстро есть такой факт: после окончания Киевской консерватории он стажировался у знаменитого французского дирижера Игоря Маркевича, поразив того, что за ночь выучил сложнейшую партитуру Игоря Стравинского.

После окончания концерта, несмотря на протесты юбиляра, его нынешние и бывшие коллеги продолжили вечер величальными речами, эпитетов не жалели, называя его чародеем, магом и даже маршалом музыки, читали стихи, забрасывали букетами. Витиеватые восхваления Владимир Маркович слушал с улыбкой, а затем с присущим ему юмором парировал: «Юбилей — это когда много цветов, но ты еще живой». В финале певец и режиссер Дмитрий Гнатюк затянул: «Многия лета...», поддержанную хором и зрителями.

Итак, овации смолкли, впереди новая работа. Ведь дирижер считает, что жизнь каждого артиста — постоянное восхождение на вершину. Владимир Кожухарь полон планов и мечтает побыстрее воплотить их в жизнь. В апреле он готовит премьеру — прокофьевскую «Любовь к трем апельсинам» (постановщиком спектакля станет режиссер из Большого театра, профессор Московской консерватории Николай Кузнецов). Сейчас все мысли маэстро заняты этой оперой.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать