Как правильно менять главу Нацбанка
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20021114/4209-2-1_0.jpg)
Позавчера в стенах Верховной Рады только ленивый не комментировал перспективы Сергея Тигипко занять кресло Главы правления НБУ. Об этом же на пресс-конференции весьма однозначно говорил и сам Владимир Стельмах: мол, настораживают претензии бывшего банкира, политической фигуры занять его, господина Стельмаха, место. С высокой долей вероятности, такие претензии есть и они соответствуют действительности. Это, в свою очередь, дает основания утверждать, что в борьбе за кресло премьера интересы претендентов от шахтерского края окончательно схлестнутся с нежеланием Анатолия Кинаха это кресло покидать. Последний, по-видимому, и сделал параллельный ход, публично присоединившись к торгам, повесив на Владимира Стельмаха ярлык неэффективной политики НБУ и, фактически, дав зеленый свет кандидатуре Тигипко. Теперь, наверное, конкурентам Кинаха заручится поддержкой «трудовиков» будет сложнее.
В общем, понятно, что смещением Стельмаха пытаются развязать премьерский узел. Но вот способ, которым пытаются это сделать, вызывает вопрос: а задумываются ли вообще участники премьерской гонки о курсе гривни, котировках украинских гособлигаций на внешних рынках, о том, что открытая политизация вопроса неуместна по отношению к такой тонкой сфере, как Нацбанк? Может, если решили менять, то хоть бы делали это тихо и быстро? Хорошо знакомые с особенностями характера Владимира Семеновича говорят, что разумнее было бы решать проблему тет-а-тет: от обвинений в непрофессионализме опытный банкир, по их словам, «звереет». Кстати, позавчера на пресс-конференции изо всех сил уклоняясь от прямого комментария слов Пинзеныка (якобы Стельмаха хотят «попросить», поскольку он не «включает печатный станок» — не хочет, стало быть, понять бюджетных трудностей этого года), Владимир Семенович все же сделал несколько интересных заявлений. К примеру, по его словам, эффективное управление государственным долгом (как внешним, так и внутренним) для нашей страны нехарактерно. Что, на самом деле, внешние вливания Украине уже не так нужны, как кажется или хочет показать правительство. Что американские эксперты, приехавшие ознакомиться с проблемой НДС, уехали не солоно хлебавши («не нашли концов проблемы»). Что обремененному выполнением бюджета правительству порой приходится в частных разговорах «намекать»: давай, мол, миллиард- другой напечатаем... Со всем этим, если верить В. Стельмаху, он, согласно Конституции и Закону о НБУ, «не соглашается». Не беремся стопроцентно утверждать, но народный депутат Олег Зарубинский говорил, что во времена премьерства Ющенко отношения правительства с НБУ были дружественнее, чем сейчас. Злые языки утверждают, что случалось даже пять миллиардов гривен печатать. «Вранье. Прямыми эмиссиями дефицит бюджета НБУ за время моего руководства не покрывал», — таков был ответ Владимира Стельмаха.
Публичное противостояние вокруг «кадрового пакета» на повышенных тонах, таким образом, возможно и интересно общественности, но вряд ли оно послужит позитивным сигналом для украинской экономики. Ни для кого не секрет, что совсем недавно МВФ признал работу НБУ и правительственный проект бюджета конструктивными. Что Минфин, вознамерившийся выйти на европейский рынок облигаций с государственными ценными бумагами, уже получил там неприятный прогноз. Стране, в конце концов, бюджет надо утвердить до нового года, а, вполне очевидно, что столь явное противостояние Кабмин—НБУ дает заинтересованным в дележе «закромов Родины» новые политические аргументы. Казалось бы — нужно объединять усилия... Так нет: кресла — креслами, бюджет — бюджетом, а избирателям — зрелище. Последнее, к слову, обещает быть острым. Процедура смены Главы НБУ (без очевидных на то экономических оснований) сложнее, чем визит к стоматологу. Даже если Президент поддержит предложение Кинаха, то его еще нужно будет провести через парламент. А с большинством, как все уже имели возможность убедиться, там трудности. Стельмах — не бюджет, и «НУ» за его отставку голосовать не будет. Позиции остальных фракций, влиятельных и не очень, явно будут зависеть от решения по премьеру. Более тихим мог бы оказаться путь через Наблюдательный совет НБУ. Он, по закону, хотя и не может влиять на кадровую политику, но обладает очень широкими полномочиями. К слову, обвинения в адрес Стельмаха, при желании, можно было бы адресовать и Совету, который разрабатывает основы кредитной политики, осуществляет контроль за их выполнением, утверждает доходы и расходы НБУ, принимает решения об увеличении его уставного капитала, утверждает решения правления Нацбанка об участии в международных финансовых организациях, дает самые разнообразные рекомендации правительству...
Для непосвященных — в состав этой влиятельной структуры входят семь человек, назначенных Президентом, семь — парламентом и Глава правления НБУ. И, в случае «неоднократного неисполнения» или плохого «исполнения правлением НБУ решений Совета Нацбанка», он имеет полное право обратиться к спикеру Верховной Рады или к Президенту с «изложением своих позиций». Стоит ли обращать внимание, что эти «позиции» сегодня могли бы звучать гораздо убедительнее, чем премьерские? Почему правительство не пошло таким образом? Ведь в составе Совета НБУ числятся три «трудовика», один «регионал»... В целом, как минимум, восемь персон, от которых можно было бы ожидать положительного решения «по Стельмаху»? Наверное потому, что присутствие в составе НС Юлии Тимошенко, Петра Порошенко, смещенного вчера с должности черниговского губернатора Николая Бутко и некоторых других все равно повлекло бы за собой политическую «бучу». Что, впрочем, также может служить ярким подтверждением, что кресла премьера и главы НБУ заказаны «одним пакетом».
Выпуск газеты №:
№209, (2002)Section
День Украины