Кассетный скандал: «новое издание»
Похоже, «кассетный скандал» переживает новое «издание». И теперь угрожает уже новой власти. Лидер Соцпартии Александр Мороз намерен выступить с инициативой об отставке руководства Генеральной прокуратуры в случае, если она в ближайшие дни не решит вопрос о привлечении к «делу Гонгадзе» записей разговоров в кабинете Леонида Кучмы. Ряд ультимативных заявлений об этом глава СПУ сделал на днях в близкой к своей партии газете «Сільські вісті». Мороз назвал пленки Мельниченко «сундуком Пандоры», вскрытие которого способно «привести на скамью подсудных сотни украинских политиков». По мнению лидера социалистов, обнародования этой более чем 700-часовой фонотеки опасаются многие политики, входящие в окружение Президента Виктора Ющенко. «Как фигурантов записей Мельниченко вопрос о мере ответственности за сказанное в кабинете Кучмы может касаться: госсекретаря Украины Александра Зинченко, министра по чрезвычайным ситуациям Давида Жвании, главы Верховной Рады Владимира Литвина, секретаря Совета национальной безопасности и обороны Петра Порошенко, народных депутатов Украины», — убежден Александр Мороз. При этом, если пленки майора Госохраны не получат юридической оценки, Мороз угрожает первым сказать, «что кучмизм возвращается». Напугал...
Как это ни парадоксально, такова позиция лидера партии, которая заимела весомую квоту в новом правительстве. Каждый, кто хоть немного знаком с украинскими политическими реалиями, согласится, что просто так «союзников» не критикуют. Александр Мороз вообще в последнее время активно обособляется от действующей власти. Еще неделю назад он выступил с публичными рекомендациями: что, дескать, должно делать руководство страны, чтобы обеспечить стабильное развитие государства. Теперь же — откровенный вызов президентской команде. Означает ли это, что в новой власти наметился раскол? С этим вопросом «День» обратился к политологам. Экспертам также было предложено оценить влияние пленок Мельниченко в новой политической ситуации.
КОММЕНТАРИИ
Константин МАТВИЕНКО , корпорация «Гардарика»:
— Политический вес господина Мороза не таков, чтобы его позиция, его заявления серьезно влияли на ситуацию в правительстве и парламенте. Думаю, его заявление — попытка очередного давления на Президента, правительство и парламентское большинство перед избирательной кампанией 2006 года. Причем это давление приобретает персонифицированный характер. В мягких выражениях такую позицию господина Мороза можно назвать не очень этичной. Кроме того, в силу продолжающегося снижения его субъектности, господин Мороз не может существенно влиять на ситуацию во власти. Наоборот, таким поведением он усугубляет свое и без того незавидное политическое положение.
Вадим КАРАСЕВ , директор Института глобальных стратегий:
— О расколе власти пока говорить преждевременно. Все-таки нужно говорить о продолжающейся игре между различными группами власти, ее персонами, политическими и экономическими силами, которые стоят за ними. Позиция Мороза не может быть неожиданной. Поскольку он сам лично не вошел ни в состав правительства, ни в другие институты новой власти, то сохранил за собой возможность для «оппозиционных набегов» по отношению к тем или иным фигурантам новой власти. Мороз, безусловно, готовится к выборам 2006-го года и понимает, что если он будет идти на выборы самостоятельно, то у него будет сильное противодействие в левоцентристских электоральных и социальных зонах. Поэтому уже сейчас, не раздумывая и не предаваясь поствыборной, постреволюционной эйфории, он методично перебирает оппозиционные бонусы у других политических сил. Причем его тактика многоцентрична. С одной стороны, он подписывает соглашение с Тимошенко и Ющенко, с другой — открыто выступает против ключевых политиков новой власти. Таким образом, речь может идти не о расколе власти, а о том, что изначально сама власть не строилась на едином фундаменте, а, скорее, собиралась из различных политических сил, частей, осколков выборов и революции. И сегодня многие из них вступают в самостоятельную политическую игру. Так что это свидетельствует, скорее всего, не о расколе, и не об отколе, а о мозаичном характере нынешней власти, ее различных интересах и векторах.
Александр ЛИТВИНЕНКО , политолог:
— Со стороны Александра Мороза очевидно стремление позиционировать себя как бескомпромиссного борца за раскрытие дела Гонгадзе, повысить собственный политический рейтинг, а также улучшить свои позиции для дальнейших политических торгов. Я не думаю, что речь может идти о расколе во власти. Пока что это скорее разговоры. Ведь раскол должен каким-то образом оформляться. Пока властная коалиция, которая совсем не является монолитной, и имеет в своих рядах членов с довольно противоречивыми интересами, все еще остается объединенной общими задачами, в первую очередь — победа на выборах 2006 года. Относительно опасности для действующих украинских политиков пленок Мельниченко скажу так: я не являюсь юридическим экспертом, чтобы оценивать возможность приобщения этих пленок к уголовному делу, но мне кажется, нужно не заниматься политическими заявлениями, а осуществлять процессуальные шаги и доводить дело до суда. Пока дело не пройдет через расследование и суд, оно будет оставаться «ящиком Пандоры» для украинской политики.
Выпуск газеты №:
№35, (2005)Section
День Украины