Хроника Сенцова
9 августа — 88-й день голодовки украинского режиссера. Обнадеживающих сигналов нет, впрочем, как и поводов сдаваться
И это «продолжать борьбу» касается не только Сенцова, его близких и адвокатов. Голодая ради освобождения всех «узников Кремля» в России и оккупированном Крыму (напомним, по меньшей мере 70 человек по данным правозащитников), Олег Сенцов не один. Его требования поддерживают тысячи людей по всему миру. Известные писатели (так, в начале августа в британском The Guardian появилось письмо к Сенцову лауреата Гонкуровской премии Джонатана Лителла), кинематографисты, политические и общественные деятели обращаются к мировому сообществу, к Путину с требованием спасти «заложников Кремля».
Вот 8 августа российская правозащитница Татьяна Щур выложила в «Фейсбуке» фото с плакатом «Вместе против пыток. Спасти Сенцова. Свободу политзаключенным!» и написала: «Ты, и кто там принимает за тебя решения? Вы хотите его поставить на колени? Но это уже не удалось и не удастся никогда. Он скорее умрет. Вы хотели унижения его матери? Но она все равно выше вас. Поэтому у нее такой сын. Вы мечтаете о лаврах Тэтчер? Но она плохо закончила. У вас все меньше времени, чтобы хотя бы ваши внуки, которые получат образование в гарвардах и оксфордах, не прокляли вас, как прокляла отца дочь Дантеса. У вас все меньше времени, чтобы хоть немного остаться людьми».
С другой стороны, хочется ли жителям Кремля оставаться людьми? На днях адвокат Сенцова Дмитрий Динзе написал в «Фейсбуке»: «Я, конечно, не любитель слухов, мне больше факты интересны, а лучше оформленные, но здесь иная ситуация. По информации от дипломатов, контактирующих с Россией относительно решения вопроса с Олегом Сенцовым, указывается, что Сенцова не собираются отпускать, типа ПУСТЬ УМИРАЕТ ДЛЯ НАУКИ ДРУГИМ ЗАКЛЮЧЕННЫМ. Если это правда, то я даже не знаю, как это комментировать».
Незадолго до этого в комментарии «Общественному телевидению» Динзе сообщил, что состояние Олега Сенцова плохое, у него сильно снизился уровень гемоглобина, а это привело к анемии, очень низкий пульс, около 40 ударов в минуту. Также Динзе рассказал «Общественному», что у Олега плохо с сердцем, его дважды пытались уговорить выехать в гражданскую больницу. Однако, заверяет адвокат, Сенцов не планирует прекращать голодовку и против перевода в гражданскую больницу Лабитнанги.
Кроме того, Динзе написал в «Фейсбуке» относительно обычной больницы: «Ранее его (Сенцова. — Ред.) привозили в гражданскую больницу для обследования и возможности помещения в медицинское заведение гражданского типа. Главный врач, как узнал, кого к нему привезли, сказал, что привяжет Олега к больничной койке, напихает его насильственно медицинскими препаратами и искусственным питанием. Если же Олег будет отказываться, то трубу с искусственным питанием вставит в нос или рот, на крайний случай в задницу».
Представительница Сенцова в Европейском суде по правам человека Наташа Добрева недавно обратилась к представителю России при ЕСПЧ Михаилу Гальперину с предложением перевести Сенцова на лечение в медицинский центр в Симферополе. Предлагалось это, чтобы, основываясь на решении ЕСПЧ от 25 июля относительно обеспечительного мер по иску «Сенцов против России», предоставить Олегу более приемлемое лечение.
Сам Сенцов прокомментировал эту идею, написав на копии обращения: «Очень благодарю за всестороннюю заботу, но мне вряд ли разрешат перевозку в Симферополь. А если и разрешат, то не факт, что там будет лучше. А если и будет лучше, то вообще не факт, что меня туда довезут живым. Мое состояние не для транспортировки сейчас, поэтому я останусь там, где я есть, — здесь нормально в плане медицинских условий. И никакие другие врачи меня не вылечат, потому что я не болею, а голодаю и не собираюсь останавливаться. Всех благодарю. Всем большой привет. Слава Украине!» Этот «привет» от «узника Кремля» Дмитрий Динзе тоже выложил в «Фейсбуке».
Тюремщиков состояние Сенцова удовлетворяет, собственно, они оценивают его как «удовлетворительное». Как говорится в заявлении пресс-службы управления Федеральной системы исполнения наказаний РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу от 7 августа, Олег Сенцов находится под «постоянным динамическим присмотром» медицинских работников колонии и врачей городской больницы Лабитнанги. «Ежедневно Сенцов О. Г. осматривают медицинскими работниками, проводятся клинико-лабораторные и инструментальные исследования. Ему назначено и проводится лечение, направленное на поддержку основных функций органов и систем организма, недопущение развития осложнений», — отмечают в этом заявлении.
Иногда кажется, что пикеты, петиции и флешмобы с призывом спасти «узников Кремля» не имеют реального влияния, ведь украинские заключенные остаются за российскими решетками. Но в «мире постправды» (что по большому счету является новым названием обычной лжи) критически важно называть вещи своими именами. Людей незаконно схватили, пытали и абсурдно осудили, продолжают пытать, называя это, например, «борьбой с терроризмом». Впрочем, думать, что можно обмануть весь мир, — это большой самообман. Тысячи людей на разных континентах, вместе с Сенцовым и другими «заложниками Кремля», будут тыкать носом в эту истину.
Section
День Украины