Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Кино без Каира

В Киевском доме кинематографистов прошла премьера фильма «Прощание с Каиром»
14 мая, 00:00

Водораздел обсуждения пройдет по многократно прочерченной линии — между «простой публикой» и критиками. В последние пятнадцать минут сеанса в Красном зале Дома кинематографистов хватало женских вздохов и приготовленных носовых платочков. Глаза киноведов явно остались сухи. Однако стрелы зоилов могут пропасть втуне — ведь задачей были именно эти вздохи и слезы. И ничего более.

Бийма изначально поставил перед собой сложную, особенно в наших условиях, задачу — развлекать. Сначала это был многосерийный проект «Остров любви». «Прощание с Каиром», снятое по повести Владимира Яворивского «Варвара среди варваров», очевидно, продолжает сложившийся формат доступной, сентиментальной мелодрамы. Отличие — в стремлении режиссера к максимальной злободневности, насыщении современными реалиями. Катализатор сюжета — до боли знакомая динамика бандитской разборки. Уголовные разборки сплетается с многоугольной любовной конструкцией. У жены (Варвара — Елена Сикорская) главного, хорошего, героя (Варфоломей — Алексей Богданович) мимолетная связь с главным злодеем (Гога — Сергей Романюк), женщину которого, в свою очередь, соблазнил главный герой. Андрей (Андрей Цишкевич), сын Варвары и Варфоломея от этого, естественно, онемевает. Но злодей и герой делят отнюдь не женщин, а сферы влияния. Варфоломей — честный бизнесмен, Гога — мафиози. Силы неравны, но хэппи-энд, в строгом соответствии с канонами жанра, гарантирован.

Естественно, слово здесь имеет серьезнейшее, формообразующее значение. С ним-то как раз и проблемы, даже на техническом уровне — фильм очень бледно, невыразительно озвучен. Герои говорят так, словно присутствуешь на рабочей читке бесконечной пьесы. Речь их пересыпана ходульными фразами, штампованными выражениями угрозы или нежности, горечи или восторга. Насколько это способно увлечь массового зрителя — трудно сказать (исхожу исключительно из задач, поставленных авторами). Но не оставляет ощущение, что в стремлении вызвать у публики нужные реакции режиссер действует с перебором, в то же время используя то, что буквально лежит под рукой. Мало у главных антагонистов бизнес-разборок — обязательно надо еще и повязать их общей неразберихой на личном фронте. Музыка Владимира Гронского, прекрасная и щемящая, звучит не в кульминационные моменты, а беспрерывно и безостановочно, что зачастую не на пользу и фильму, и музыке. Бандиты должны быть не просто злыми, а отвратительными; женщина, спасающая Варфоломея в лесу, — глубоко несчастной и пострадавшей от тех же бандитов; злодей Гога — неотразимо обаятельным; взбунтовавшаяся против него Вика — падшей, но чистой в сердце своем, и т. п. Иногда это срабатывает. Когда, например, Варваре и Варфоломею приходится совсем солоно, переживаешь за них всерьез, а несчастная поселянка, освобождающая Варфоломея путем расстрела из двустволки целого бандитского взвода, воспринимается не иначе как народная мстительница за все страдания, оскорбления и унижения, нанесенные сильными мира сего нам, простым людям. И, наконец, маленький Андрей (Андрей Цишкевич), заговоривший над телом покалеченного, но живого отца в осеннем лесу, — прямой сигнал слезным железам аудитории, преимущественно женской ее части.

Правда, свой критический боезапас как-то и не очень хочется расходовать. Особого раздражения эта картина не вызывает, из-за действительно классного актерского состава. Ну, а слабенькая драматургия — это скорее не вина, а общая беда отечественного полуживого кинематографа. В кинопрокате «Прощание с Каиром» вряд ли ждет благополучная судьба, а вот раннем вечернем телеэфире — вполне, что, очевидно, и планировалось. Мелькает мысль, что в усеченном и переозвученном варианте вся история воспринималась бы несколько лучше. Есть и другое соображение — что сам Каир, вечный и волшебный город, можно было бы сделать великолепным символом, некой экзистенциальной фата- морганой героев, построить вокруг него волнующую поэтическую структуру... Но это, пожалуй, из другого кино.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать