Кобзарь как... «человек-фестиваль»
В Черкасском академическом музыкально-драматическом театре состоялась премьера третьей части тетралогии львовского поэта Богдана Стельмаха «Тарас. Слова»
Если в прошлом году в спектакле «Тарас. Слава» речь шла о последних годах Тараса Григорьевича, то теперь зрителям рассказали о том периоде его жизни, который охватывает возраст от 27-и до 33-х лет. Роль Шевченко исполнил известный киевский актер Евгений Нищук. А «словами», с легкой руки режиссера Сергея Проскурни, стали дети. Они бегали по сцене, играли с Шевченко-Нищуком в снежки, бросаясь скомканной бумагой, и утешали своего «отца», когда прозвучал царский приговор — «без права писать и рисовать»... Впрочем, оба спектакля стали своеобразными эскизами, ведь полноценный спектакль из четырех частей украинцы увидят в 2014-м. К 200-летию со дня рождения Тараса Шевченко в театре поставят еще две части тетралогии Стельмаха. Так, спектакль «Доля» зрители увидят в марте 2013-го, а премьера «Безталання» состоится осенью того же года. Интересно, что «Тарас. Слова» выразили желание посмотреть в Харькове (ориентировочно 22 мая).
Евгений НИЩУК, заслуженный артист Украины, актер театра «Сузір’я»:
— Создание образа Тараса Шевченко — чрезвычайно высокая ответственность. Ведь есть много наслоений, много клише по поводу Кобзаря — каким он «должен быть». Хоть я и не из черкасского края, но, видимо, на подсознательном уровне пытался постичь природу образа поэта. Отпустил бакенбарды... Хотел понять психотип, а чтобы разрушить клише в восприятии, обращался к легендам, которые слышал. Например, мы ввели образ кролевецкого рушника, который Тарасу подарили, и на этом рушнике его опускали в могилу. Были и другие моменты, знаки, символы, о которых не всегда знают люди... Я благодарен черкасским актерам за искренность. Чувствовалось, что они тоже истосковались по такому материалу.
Сергей ПРОСКУРНЯ, режиссер спектакля:
— Радуюсь участию Евгения Нищука, которого мы пригласили на роль Тараса. Это удачный выбор актера, который может дать целую гамму чувств для раскрытия образа. На мой взгляд, Шевченко в возрасте от 27 до 33 лет — это «человек-фестиваль», который влюбляет в себя и в которого все влюбляются. Это какой-то праздник. И Евгений чрезвычайно гибок. Он импровизирует на сцене, привносит актерские находки, развивающие ту линию, которую я ему предлагаю как режиссер.
Богдан СТЕЛЬМАХ, поэт, автор тетралогии «Тарас»:
— 23 года назад Сергей Проскурня во Львове поставил две части. У нас с ним есть тот опыт, что мы уже видели на сцене тетралогию полностью. Первая и вторая части в Черкасском театре несколько иные, нежели во Львове. В прошлогоднем и сегодняшнем спектаклях просматривается другая стилистика. Разумеется, у меня есть какие-то оговорки, но в целом счастлив, что моя работа прорастает на Тарасовой земле...
Выпуск газеты №:
№43, (2012)Section
День Украины