Код скуки
Самая громкая премьера сезона обернулась провалом
«Код да Винчи» у нас начали показывать одновременно с остальным миром. Ничего не запретили, громких скандалов и протестов со стороны церкви не наблюдалось. Сенсация в шоу-бизнесе должна быть явлением достаточно хорошо спланированным, и любые отклонения от четких планов совершенно неуместны.
Так что и мы одновременно с миллионами зрителей приобщились к нехитрым разоблачениям Дена Брауна, теперь еще перенесенным на пленку. Пишу именно разоблачений, а не открытий, потому что спекуляциям вокруг христианства столько же лет, сколько и самому христианству. И строятся они на настолько уже заезженных основаниях, что лень их даже повторять, дополнительно еще и делая рекламу роману Дена Брауна — далеко не выдающемуся тексту. Стоит лишь заметить, что авторы подобных произведений, кажется, рассчитывают на то, что аудитория ничего, кроме таких вот романов не читает, и не знает о том, что такое гностические Евангелия, рыцари-тамплиеры и тому подобное. Ну да ладно.
Фильм, снятый американцами, подает Старый Мир, матушку-Европу как страну тайн, судьбоносных секретов и могущественных подпольных организаций. Вся эта прикладная конспирология перенесена сюда из романа, и отражать ее на экране поручили прямо-таки звездному составу — режиссеру Рону Говарду, «директору Голливуда» (неофициальное прозвище) Тому Хенксу — играет историка Роберта Ленгдона, Жану Рено (комиссар Безу Фаш), Одри Тоту (Софи Неве), Альфреду Молини (епископ Арингароса). То есть — настоящие мастера, заслуженно знаменитые исполнители.
И вот, почти с первых кадров, начинаешь понимать, что со всей этой блестящей артистической компанией что-то не так. Роли на них сидят словно плохо сшитые костюмы. Скованность игры, эмоциональная бедность почти всех сцен, просто элементарная нехватка сугубо актерской привлекательности: лучшие черты в какой-то инфернальной тени, однако очень хорошо заметны такие малоприятные моменты, как мешки под глазами.
И так же неудобно, неуклюже чувствует себя Рон Говард. Такое впечатление, что это не его сюжет, не его фильм, то есть не та задача, которую он выполнял бы с удовольствием. Все попытки создать хоть какое-то напряжение в кадре напрасны, фильм движется от сцены к сцене чрезвычайно вяло. Остроты нет ни в эпизодах преследований, ни в интеллектуальных упражнениях героев по расшифровке разных посланий, которые ведут их то ли к Граалю, то ли к саркофагу Марии Магдалины. Подозревать Говарда в неспособности работать профессионально нет никаких оснований. Ведь среди его достижений такие заметные картины, как «Апполо-13», «Гринч — похититель Рождества», «Нокдаун», «Игры разума» (2001 г., с Расселом Кроу в главной роли) — последняя лента отмечена четырьмя «Оскарами», в том числе за лучший фильм и за режиссуру. Что же случилось?
Вероятная разгадка может быть такой — «Код да Винчи» — не художественный, даже не развлекательный, а стопроцентно коммерческий проект. Его авторы сделали все возможное, чтобы зрителям просто некуда было спрятаться от его присутствия, они сумели даже подключить к рекламной кампании такую мощную структуру, как церковь — ведь лучшего пиара, чем протесты со стороны Ватикана, нечего и желать. И кому какое дело, получится ли в итоге хороший фильм? Была бы хорошая касса. О «Коде да Винчи» забудут уже до конца года. А деньги на соответствующих счетах останутся. И на них, возможно, снимут новый фильм. Хотя лучше бы купили себе что-нибудь приятное и необременительное.
Выпуск газеты №:
№81, (2006)Section
День Украины