Концерт для «гурманов» или черновик на заданную тему?

Вечер под многообещающим названием «Современная русская хореография» подарил киевлянам встречу с солистами Мариинского театра: Дианой Вишневой, Игорем Колбом, Дарьей Павленко, Исломом Баймурадовым, американкой Джессикой Мезей и другими танцовщиками.
Зал Октябрьского дворца заполнили в основном «гурманы» балета: хореографы, педагоги, артисты балета, учащиеся хореографического училища и Академии танца и, конечно же, поклонники Терпсихоры. Зрители не хотели пропустить встречу с «лучшей балериной Европы» Дианой Вишневой, которая не выступала в нашей столице семь лет, а также были заинтригованы знакомством с последними веяниями современной хореографии. Хотя программа и называлась «Современная русская хореография», но презентовала работы молдаванина, ныне руководителя «Киев-модерн-театра» Раду Поклитару (присутствовавшего в зале), экс-киевлянина, в настоящее время возглавляющего балетную труппу Большого театра Алексея Ратманского (на концерт пришла мама хореографа), а также номера россиян — Алексея Кононова (режиссера- постановщика шоу) и Евгения Панфилова (несколько лет назад трагически погибшего самобытного балетмейстера из Перми). Поэтому эту программу правильнее было бы назвать просто «Вечером модерна». Те зрители, кто настроился увидеть что-то необычное — были несколько разочарованы. Публике презентовали всего шесть номеров, большая часть которых хорошо известна почитателям современного балета. Это: «Лебедь», в исполнении Игоря Колба (постановка Р. Поклитару на музыку Сен- Санса), па-де-де из «Золушки» (Вишнева — Колба) в хореографии А. Ратманского на музыку Прокофьева и «Цвета осени» (постановка Е. Панфилова на музыку Парт)...
— Этот концерт, скорее всего, мог стать фрагментом на фестивале современной хореографии, — заметила балетмейстер Алла Рубина. — Многие балетоманы ожидали нечто грандиозное, а увидели лишь кое-какие штрихи и эксперименты. Для вечера «Современной русской хореографии» номеров было маловато и они были необъемны. Не было открытий, а презентованные композиции — преимущественно повторение пройденного в хореографии. Номера вытягивал талант исполнителей. Впрочем, можно поблагодарить организаторов шоу за возможность увидеть работы Алексея Ратманского («Золушка» и «Средний дуэт»). По-моему, Алексей значительно вырос. В его работах есть что-то свое и его балеты «прочитываются» зрителями. А это в нашей славянской традиции — «читать хореографию», чтобы в ней была мысль, а не набор па и пластических кульбитов. Смотреть творческие поиски Ратманского всегда интересно не только любителям балета, но и профессионалам. Что касается «Лебедя», то этот номер получился у Игоря Колба просто забавным, а не иронично-сентиментальным, как его задумал Раду Поклитару. «Чувство месяца» (постановка Кононова на музыку Хаузера), исполненное Вишневой-Колбом, тоже оставило ощущение некоего послевкусия, и чем-то напоминало гершиновские «Порги и Бесc», «Колыбельную Луне», фрагменты из работ Баланчина. Номер вытягивала Диана Вишнева, пытаясь раскрыть исполняемый образ своей внутренней мощью, и порой напоминала Эдит Пиаф... В остальных номерах, мне, как зрителю, не хватило потрясения. Хотелось заволноваться или дать пищу уму, пофилософствовать, увидеть «изюминку». А нам передоложили некие обрывки, какие-то черновики, возможно, будущих балетов. Может эти номера можно назвать сном, но и в сновидениях обязательно есть какая-то логика. После концерта у меня появилось ощущение вторичности: черный задник сцены, кровать, конструкции — дежа вю. Хотя для нашего изголодавшегося по модерну зрителя этот концерт все же стал неким глотком воздуха. Считаю, что нам нужно больше смотреть работ разных хореографических школ, презентовать свое, и тогда все это вместе даст стимул балету — не буксовать, а идти вперед.
Интервью с примой Мариинского театра Дианой Вишневой читайте в ближайших номерах «Дня».
Выпуск газеты №:
№30, (2007)Section
День Украины