Перейти к основному содержанию

Конец цикла: Триер смеется

04 июня, 19:39
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «САМЫЙ ГЛАВНЫЙ БОСС»

Ларс фон Триер снял комедию. Триер — это известный датский режиссер. Более того, Триер — это известный серьезный режиссер. Некоторые его фильмы даже слишком серьезны и способны довести зрителей, тем более зрительниц, до рыданий вслух, как, например, «Танцующая в темноте» с Бйорк в главной роли. Иными словами, Триер известен именно благодаря своим серьезным фильмам. Хотя сам по себе он человек, очевидно, веселый. Та же «Догма-95» была одной из наиболее удачных его шуток, в которую поверили десятки режиссеров, кинувшись снимать фильмы в «догма»-стиле. Итак, с появлением комедии «Самый главный босс» (демонстрируется в столичном кинотеатре «Киев») восстанавливается равновесие, торжествует справедливость и происходит немало других полезных вещей, как-то приобщение широких зрительских масс к творчеству разностороннего, как мы теперь видим, режиссера.

По сюжету «Самый главный босс» — типичная производственная комедия, хотя ее почему-то упрямо называют офисной, тем самым дискриминируя офисных работников. Ведь нет «рыболовецких», «автомобильных» или «строительных» комедий. Выходит, те, кто жанрово отделяет «белые воротнички» от остальных трудящихся, намекает на то, что в офисе ничего не делают и не производят. Производство в «Боссе» очень напряженное — высокие технологии. Настолько напряженное, что глава фирмы, Равн (Петер Ганцлер), не выказывает себя, притворяясь рядовым сотрудником. А когда возникает необходимость в более убедительном спектакле — нанимает актера Кристофера (Йенс Альбинус — зрители могут вспомнить его по одной из главных ролей в фильме «Идиоты»), дабы тот сыграл директора вместо Равна и провел переговоры с важным деловым партнером, невменяемым исландцем (Фридрик Торн Фридрикссон), который к тому же ненавидит датчан. И с момента выхода Кристофера на первый план одно производство — офисное — вступает в конфликт с другим — лицедейским, ведь Кристофер — законченный перфекционист, ему важно сыграть свою роль безукоризненно и до конца. А сам фон Триер периодически напоминает, что все это — тоже продукт производства (кинематографического), время от времени прерывая фильм собственными закадровыми комментариями.

Первый и важнейший вопрос, возникающий относительно любой комедии: смешно ли это? Да, смешно. И в диалогах, и в ситуациях возникает масса смешных моментов. Все актерские работы точны и остроумны, а Альбинус — настоящая звезда фильма. У него сложная партия, ведь нужно играть актера, который сам кого-то представляет. Альбинус блестяще справляется с этим, играя по жестам, интонациям, мимике... трагического персонажа, что в контексте картины создает незабываемый эффект. В целом, в сюжете «Самого главного босса», как и подобает комедии, немало неожиданных поворотов, и в каждый из них Альбинус вписывается безукоризненно. Хотя Триер также ведет свою игру, которая не ограничивается только его язвительными (в первую очередь в адрес публики) комментариями. Известный провокатор, он разбрасывает по фильму разнообразнейшие культурные и даже политические шпильки и заковыки. Чего стоит хотя бы Антонио Ставро Гамбини, автор «Монолога трубочиста в городе, где нет труб», абсолютно неизвестный драматург, на котором помешан Кристофер. Исполнение этого «Монолога» в финале производит действительно сильное впечатление. Но «Самый главный босс» — это не комедия абсурда. Это, как уже было сказано, производственная комедия. О том, как одно производство — кинематографическое — победило все остальные. Потому что именно так, в конце концов, и произошло.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать