Перейти к основному содержанию

Конкуренция базаров

30 августа, 00:00

Хмельницкий — областной центр, «город рынков» (по статистике их здесь 36), или, как выражаются горожане, — завод им. М. С. Горбачева или Шанхай-2. Народ несколько осовременил название пока что процветающего города. Для Хмельницкого, города с 260-тысячным населением, 36 рынков — это 30 тысяч рабочих мест (по неофициальным данным — больше).

Можно утверждать, что Хмельницкий сегодня — это рынки. Остальная территория города — спальные районы. Рыночный сбор — это каждая седьмая гривня в бюджете областного центра. Вот почему город стал известным в мире, как Шанхай 2. Время от времени здесь «арестовывают» контрабандные партии товаров, выводят на чистую воду местных граждан, незаконно переправляющих на свои банковские счета в дружественном Китае суммы с шестью нолями, совершают попытки перераспределить рыночную территорию, призвать к порядку хозяина, который почему-то не туда, куда надо, направляет рыночный сбор. Здесь «тусуются» менялы, кидалы, карманщики.

Неработающие на рынках — обслуживающий персонал: лечат лавочников от профессиональных заболеваний, воспитывают и учят их детей, обеспечивают правопорядок, организовывают общественное питание, культурный досуг, убирают, вывозят мусор, предоставляют коммунальные и транспортные услуги...

Хмельницкий горотдел статистики констатирует: «Вместе с тем не достигают уровня объемов предыдущего года предприятия по производству круп и муки (уменьшение по сравнению с I полугодием 2002 г. составляет 63,5 процента), мясной промышленности (49,8 процента), кондитерских изделий (15,9 процента), напитков (12,6 процента), макаронных изделий (10,1 процента)... Объем производства товаров народного потребления за I полугодие уменьшился на 10,7 процента и составил 88,4 миллиона гривен...».

Кстати, в свое время гендиректор ОАО «АК АДВИС», председатель Хмельницкого союза промышленников и предпринимателей Иван Дунец со всех трибун обращался к тем, кто заработал большие деньги на рынках: вкладывайте в высокие технологии — швейного, пищевого производства, машиностроения... Напрасно обращался. Его не услышали. На проходной завода «АК АДВИС» уже отмеченные временем предложения о трудоустройстве токарей-станочников, сборщиков, фрезеровщиков. Обещают хорошую зарплату. Есть предложения, но спроса нет. На фронте торгового обслуживания пропала квалификация.

А между тем «рыночный» пример Хмельницкого «вдохновляет» на активные шаги районные власти, действия которых в последнее время серьезно беспокоят руководство, и в первую очередь, рядовых граждан областного центра. В Хмельницком и вокруг него нет сегодня более актуальной темы, чем о Шанхае-3, что, по мнению многих, угрожает славе Шанхая-2. Общественность говорит, местная пресса пишет, заявления, листовки, на главной площади города каждую среду — какая-то акция. Все это и не только это подчинено одной «светлой» цели: не допустить строительства огромного сервисно-торгового центра в районе аэропорта. Аэропорт — это уже «чужая» для областного центра территория, подчиненная Розсошанскому сельсовету Хмельницкого района. Сельские депутаты недавно приняли на своей сессии решение об «отведении земельного участка ООО «Командос» площадью 9,3 га для строительства сервисно-торгового центра».

«Строительство торгово-сервисного центра планируется с привлечением украинских инвесторов», — оправдывается районная власть. Всплыло на поверхность какое-то письмо, где указывалось на опасную на вещевых рынках санитарно-эпидемиологическую ситуацию. Местные наблюдатели сразу вспомнили и об учениях — 47 минут ехала пожарная машина к якобы горевшей палатке на рынке. Столько же — карета скорой помощи. Показательные обучения проходили? Или оказывалось влияние по чье-то мнение?

А тем временем застройщики уже пустили на отведенный участок бульдозеры. «Далее будет масштабнее. Центр займет 60 га. Здесь будут самые современные павильоны, игровые площадки, заведения общественного питания, автостоянки. Планируется реконструкция аэропорта, чтобы самолеты, воздушные лайнеры, делали посадку и выгружали товар в ангарах. Мы очень долго ждали инвестора, который планирует вложить в объект с полсотни миллионов долларов», — заявил «Дню» глава Хмельницкой райгосадминистрации Владимир Цимбалюк. Главе безразлично, что этот объект уже назвали «китайским рынком», Шанхаем-3 и т. п. Его «вдохновляют» перспективы «для всего края и нашего пригородного района». Мол, тысячи и тысячи новых рабочих мест, миллионные налоговые поступления и т. д. Считает, что лучшего места для этого объекта не найти. Рядом — транспортная развязка: на Винницу ли, на Черновцы ли, на Львов ли будут ехать, но этот объект не объедут. Остановятся, скупятся, хорошо отдохнут, оставив здесь свои деньги.

Как и должно быть, первым угадал появление будущего антагониста городской глава Хмельницкого Николай Приступа. Сельские депутаты Розсоши еще и понятия не имели, что им придется принимать самое громкое в крае решение, а Николай Иванович обратился уже с письмом к губернатору Виктору Лундишеву и председателю областного совета Анатолию Овчаруку. Н. Приступа указал своим адресатам, что есть слух о чьих-то намерениях построить с привлечением иностранного капитала в районе аэропорта торгово-сервисный центр. Далее — о возможных негативных последствиях этого плана.

А 19 августа городской глава Николай Приступа заявил с трибуны сессии областного совета: «Понятно, что руководство заботится о развитии своего района, о поступлениях в бюджет. Но именно такой шаг может заострить общественно-политическую ситуацию в городе...» Призывал все заинтересованные стороны «сесть за стол переговоров». Заботы выступающего разделил народный депутат Олег Лукашук, сообщивший, что все его коллеги от края подписали «обращение к областному руководству о нецелесообразности этого решения».

Ситуация тем временем обостряется. В прошлую среду на главной площади Хмельницкого было больше участников акции, чем позапрошлую, в следующую среду обещают еще больше. Требования — «отвратить опасность от города», «Лундышева — в отставку», «Овчарука — на пенсию», а Цимбалюку желают жить на одну зарплату. Всех беспокоит, что в Шанхай-3 придут торговцы, которые будут там продавать свой дешевый ширпотреб. Тогда, мол, рынкам Хмельницкого угрожает конкуренция.

Кстати, торговый капитал уверенно овладевает городом. В центре, где был заводской цех (там изготавливали станки на экспорт), установили торговое заведение — первых покупателей уже принимает супермаркет. На окраинах стали оптовыми базами два почивших гиганта социндустрии. Также экспортировали свои изделия. Последняя новость — админздание завода «Темп» переоборудовали под студенческие аудитории. Будут новые отряды законодателей, «перепроизводство» которых угадывают на «бирже труда». В то же время, говорят, мало инженеров, кадров так называемых массовых рабочих профессий.

Еще стоит молокозавод. Молоко из сел Хмельницкого района, которому территориально подчинена Розсоша, вывозят неизвестно куда, а сюда, в областной центр, привозят кефир, йогурты, ряжанку. Даже из далеких Киева и Умани эти продукты везут. А ближняя Винница уже давно забросала Хмельницкий твердыми сырами, как Житомир — носками. Кто-то из организаторов культурного торгового обслуживания, наверное, уже присматривается и к молокозаводу...

Следовательно, пока кулуарно «решались вопросы», город таки оказался у той крайней черты, от которой, как уверяют организованные невидимыми силами участники акций и авторы листовок, отступать некуда. Готова ли к диалогу областная власть? Губернатор Виктор Лундышев потребовал от Хмельницкого района дать объяснение. Получил ответ: «Попытки создания любых препятствий для строительства торгово-сервисного центра являются примером недобросовестной конкуренции, отстаивания чьих-то узкоклановых интересов». Городской глава Николай Приступа на свое письмо, где ссылался на слухи, ответы не получил. И на его искреннее предложение «сесть за стол переговоров» пока никто не ответил. Представители втянутых в процесс партий, угадывают высокие политические дивиденды на ближайших выборах. Участники же акций обещают «социальный взрыв»...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать