Королевские игры,
или Анатомия успеха «Современника»
Спектакль соединил в себе прибалтийский рационализм и русскую страстность. От этого «коктейля» выиграли все: и участники проекта, и зрители. В версии Туминаса Мария Стюарт (Елена Яковлева) — совсем не жертва, а Елизавета (Марина Неелова) — не монстр, с королевского трона мстящая молодой красавице-сопернице. Они словно зеркальное отражение друг друга. Обе актрисы потрясающе играют. Это даже не игра, а нечто большее, достойное пристального изучения, как пособие по мастерству. Черно-серо-коричневые тона декораций, огромный колокол — как зловещее предупреждение о трагедии, вневременные костюмы (френчи, шинели). То, что эта история происходила в позднем средневековье, когда утонченность соседствовала с варварством, режиссер подчеркивает лишь несколькими деталями: сверкающей люстрой и стогом сена. Одна из самых сильных сцен — это когда Елизавета, подписав смертный приговор Марии, нарядившись в златые королевские одежды, вдруг превращается из сильной и властной женщины в старуху с заплетающейся, словно после инсульта, речью. Такой сложной по эмоциональному и чувственному напряжению работы у Марины Нееловой еще не было. Под стать актрисе и партнерша по спектаклю Елена Яковлева. В ее трактовке образ Марии — настоящее открытие. Яковлева играет высокую трагедию без пафоса, но сильно воздействуя на зрителя. Туминас, во многом отойдя от шиллеровского сюжета и исторических реалий событий, тем не менее сделал спектакль настоящим театральным событием.
«Современник» — частый гость в Киеве. С 1998 года это уже четвертый приезд московского театра в столицу Украины, осуществляемый продюсерской компанией «G.A.L.», познакомившей киевлян с шестью спектаклями — «Вишневый сад» Антона Чехова, «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург, «Пигмалион» Бернарда Шоу, «Мы едем, едем, едем…» Николая Коляды, «Трудные люди» Йосефа Бар-Йосефа, «Три товарища» Эриха Марии Ремарка.
О том, как возникла идея спектакля, как работалось режиссеру и актерам, о ближайших планах театра «Современник» и Римаса Туминаса — обо всем этом наш разговор.
— Мне врезался в память первый день репетиций. Это было 22 июня 2000 года, — вспомнил режиссер Римас ТУМИНАС. — Ночью в Москве прошла страшнейшая гроза. Были даже человеческие жертвы. Я сам боролся с окном в гостинице, казалось, что здание вот-вот разнесет в клочья. А утром был чудесный летний день, о стихии напоминали лишь поломанные деревья. Проходя через сквер к театру, я обратил внимание на пожилых странно одетых женщин (некоторые из них были в ночных сорочках), на мужчин в майках и полуголых детей, бродивших, словно во сне, с целлофановыми мешочками. Они собирали липовый цвет. Где-то играла музыка, кто-то катался на лодочках по пруду, жужжала бензопила... Я почувствовал себя, словно в последний день мира, покоя, тепла. На меня это произвело огромное впечатление, зашел в «Современник» и там повсюду чувствовался запах липы. Именно это стало той точкой отсчета, из чего рождался наш спектакль.
Я всегда пытаюсь прийти в театр не как режиссер к актерам, а как человек к другим людям. Говорят, что хороший человек — это не профессия, но я считаю, что спектакль, сделанный хорошими людьми и крепкими профессионалами, — это половина успеха. А дальше идет мистификация, игра... Актеры «Современника» поначалу казались мне очень земными, а хотелось оторвать их от земли, чтобы они чуть-чуть полетали и, по-моему, нам это удалось сделать. Сегодня, как никогда раньше, актерам сложно играть. Чтобы не идти по накатанной стезе, нужно затрачивать больше сил, души, тоньше чувствовать, полностью отдавая себя на сцене. «Современниковцы» это понимают. И мы, идя разными путями, все же добились поставленной цели.
Почему я решил ставить Шиллера? Вся литература, драматургия, самые прекрасные произведения мировой литературы XIX века написаны в романтическом жанре. Меня манил романтизм. Он словно взывал, но мы не слышали, отталкивали его, говорили: не время, когда-нибудь потом, позже. А он просился впустить его в любой театр. В 1996 году, в Литве, в своем родном театре я почувствовал, что пора и поставил лермонтовский «Маскарад». После возникла потребность в «Марии Стюарт» Шиллера. Первый акт автор посвятил Марии — бедной, измученной, влюбленной. И я подумал, что для такой актрисы, как Елена Яковлева, это было бы оскорбительно, чтобы ее уже с первой минуты зрители жалели. И отказался от первого действия. По-моему, всегда интереснее говорить о человеке, которого сам узнаешь, а не по подсказке автора. Шиллер изначально симпатизирует королеве шотландской, а Елизавету, королеву английскую, рисует страшной, монстром во плоти. Я понял, что только Марина Неелова сможет так сыграть «нехорошего человека», что публика поверит, что именно такая женщина ради власти и короны способна на крайние меры. Мне кажется, что актриса до сих пор не согласна с Шиллером, с историей, потому мы и репетируем спектакль постоянно. В «Играем... Шиллера» — мне хотелось показать игровой театр. Хочу признаться, что Неелова и Яковлева — две женщины, испортившие мне всю жизнь. Я дожил до седых волос, а после этой работы постоянно чувствую какое-то наваждение. Вернулся домой, смотрю на актрис своего театра, а вижу Марину и Елену. Поехал работать в Англию и ловлю себя на мысли, как бы сыграли они здесь. Эти два образа мне мешают, порой готов их уничтожить, чтоб спектакль сняли с афиши, а его играют и играют, уже третий год пошел...
Впрочем, как говорится, «клин клином вышибают» и, наверное, придется поставить другой спектакль. Может, и попробую, возьмусь за Островского. Только времени мало. Вы знаете, такое впечатление, что «Современник» решил, что я их режиссер. Они мной распоряжаются, как будто у меня нет других интересов, обязательств. Хотя, что я ворчу. Не скрою, что с Волчек и компанией мне приятно работать.
В конце нашей беседы Галина Волчек немного приоткрыла «современниковские» тайны. Среди ближайших премьер — гоголевские «Мертвые души» и постановка «Селестины» — пьесы, написанной любимым автором коллектива Николаем Колядой. В главной роли выступит блистательная Лия Ахеджакова. По словам Галины Борисовны, она надеется, что Римас Туминас не откажется еще раз поработать вместе и пообещала, что обязательно их театр вновь приедет в Киев и покажет свои новинки.