Перейти к основному содержанию

Коррекция ценностей

Психологи прогнозируют последствия акций на Майдане
15 декабря, 20:31
В ПАЛАТОЧНОМ ГОРОДКЕ НА КРЕЩАТИКЕ НАПРЯЖЕНИЕ УЖЕ ДАВНО СПАЛО. ВЧЕРА ТАМ «НАРЯЖАЛИ» МАНЕКЕНЫ / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА / «День»

События двух поствыборных недель можно было спрогнозировать еще в июле. И отнюдь не потому, что, как верят некоторые эксперты, технологии протеста продумывались и расписывались еще задолго до кампании. По мнению директора Института социальной и политической психологии АПНУ Николая Слюсаревского, в обществе «дозревал» могучий протестный потенциал. Проведенное летом исследование института показало, что каждый пятый украинец готов лично бороться с фальсификацией на выборах. Впервые за годы независимости причиной, способной «вытолкнуть на улицу», стало, в первую очередь, нарушение гражданских прав (ранее, как правило, это были невыплаты зарплат и пенсий). Намного больше украинцев, по сравнению с 1990- ми, не закрыли бы глаза на коррупцию и злоупотребление властью. Случись подобное опять-таки в 1990-е годы — кровопролитие было бы неизбежно. Сегодня же спасли два фактора: невысокий уровень напряженности в обществе и сильная вера в «светлое будущее». Последнее, по мнению Н. Слюсаревского, как раз и снизило эту самую напряженность, особенно с приближением выборов.

Словом, резюмировали психологи, собравшиеся позавчера обсудить «оранжевую революцию», избежать протестов вряд ли удалось бы. Другое дело, что идти на улицу в большей степени были настроены сторонники Ющенко. Как показало исследование Института социальной и политической психологии, свое «да» возможному протесту высказали 53% «оранжевых» (а перед вторым туром — и вовсе 75%). В то же время, среди сторонников Януковича на это пошли бы 30% опрошенных.

Зато уж никак не были прогнозируемыми психологические последствия акций протеста. По мнению доктора психологических наук Татьяны Пашуковой, общество пребывало в предпаническом состоянии. Люди устали от информации и беспрерывного контакта с телевизором, потеряли уверенность в завтрашнем дне. В ожидании глобальных перемен они «распрощались» со своими старыми установками, но взамен не «обзавелись» новыми. Плюс ко всему, по ее мнению, от переизбытка политинформации у украинцев сузилось восприятие окружающей действительности. В итоге обострились все эмоции и воображение, что повлекло за собой массовое «генерирование» слухов.

Что касается будущего, то в данном случае, как говорится, мнения разделились. С одной стороны, вслед за любой эйфорией (а именно так психологи характеризуют состояние, в котором пребывала большая часть украинцев с 21 ноября по 9 декабря) неизменно наступает депрессия. Плюс глубина надежд, возлагаемых на смену власти, — и сомнений не остается: возвращение «с небес на землю» обещает быть болезненным. Будет, по мнению доктора психологических наук Татьяны Титаренко, и усталость. С другой стороны, психологи считают, что не стоит строить депрессивные прогнозы. Достаточно вспомнить Майдан с его атмосферой доверия, защищенности — и любые опасения покажутся напрасными.

Кстати, о Майдане. Психологи не припомнят случая, когда еще респонденты так охотно шли на контакт. Доходило даже до курьезов. Анкеты, в которых протестующим предлагалось выбрать из списка эмоций наиболее соответствующие их нынешним переживаниям, просто вырывали из рук. Результаты исследования показали: из 980 опрошенных 50% испытывали чувство единения и гордости. Если 22 ноября в первой половине дня доминирующей эмоцией был страх, то уже после вечернего выступления политиков он пропал. Со временем гасло и возмущение. По словам доктора психологических наук Любови Найденовой, в первые дни это чувство испытали 20% опрошенных, а уже на второй неделе протеста — не более 10—11%. Сложно, по мнению психологов, было назвать Майдан стрессогенным, а также истощающим фактором. Количество признававшихся в своей усталости не превышало 5%.

Впрочем, стрессы и страхи все же имели место. Специалисты были свидетелями истерик, сталкивались с теми, кому, по их собственному убеждению, пришлось переосмыслить всю свою жизнь. Сказалось на состоянии участников акции протеста и хроническое недосыпание. Многие обитатели палаточного городка признавались, что не могут спать уже n-ые сутки: «А вдруг что-то случится!» Но больше всего, по наблюдениям психологов, Майдан боялся проиграть. «Мы этого не переживем», — был самый распространенный ответ на соответствующие вопросы специалистов.

Интересно, что Майдан отразился не только на настроениях и психологическом состоянии украинцев. Вполне вероятно, что благодаря ему в обществе произойдет коррекция ценностей, во всяком случае — среди молодежи. Если в 1998 году те, кому от 18 до 22-х, на первый план выдвигали здоровье, материальную обеспеченность, друзей, семью, любовь и счастье в родительской семье, то опрос «палаточников» показал неожиданные результаты. Из вышеперечисленных ценностей остались только любовь и здоровье (они заняли первое и последнее место соответственно). Среди новых приоритетов — мир в стране, благосостояние Украины, ее единство и чистая совесть.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать