Перейти к основному содержанию

Космонавтов не будет!

Но украинские ракетчики могут собой гордиться
11 апреля, 19:15
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «ЦИКЛОН-4»

По сегодняшний день трудно найти на просторах бывшего Советского Союза человека, который бы не знал, что случилось с миром 12 апреля 1961 года. Ну а уж найти населенный пункт, где бы не было улицы, названной в честь первого космонавта планеты Юрия Гагарина, совсем невозможно. Ровно сорок пять лет назад он совершил виток вокруг Земли на корабле «Восток», и с тех пор в этот день, 12 апреля, именуемым то Днем космонавтики, то, как сегодня в нашей стране, Днем работника ракетно-космической отрасли, принято говорить обо всем, что находится за пределами нашей планеты. Украине в наследство от СССР досталась примерно треть космического промышленного потенциала, который создавался на протяжении 50 лет участия наших предприятий во всех основных советских космических проектах. Тем не менее, долгое время после «раздела имущества» украинская ракетно-космическая отрасль не просто не развивалась, а вообще находилась в состоянии нокаута. Чем могут гордиться сегодня украинские ракетчики, отправятся ли наши соотечественники в космос, а также о многом другом рассказали журналистам накануне годовщины руководители Национального космического агентства Украины.

Сразу разочаруем — украинцы в космос не полетят, по крайней мере, в обозримом будущем. Почему? Дело в том, что подготовка космонавта к полету в течение полугода плюс сам полет в течение недели на международной космической станции стоит от 18 до 20 миллионов долларов.

На 2006 год на отрасль выделено 320 миллионов гривен, из них только 60 — непосредственно на космос, остальное — на поддержку функционирования центров, утилизацию твердого ракетного топлива и т.д.) «Конечно, хотелось бы, чтобы на космические программы выделялось больше средств, — говорит генеральный директор НКАУ Юрий Алексеев — Есть очень много хороших программ, заслуживающих финансирования. Конечно, у нашего молодого государства не хватает денег на то, чтобы объять необъятное» А посему на сегодняшний день единственно возможный путь — сотрудничать с другими странами. В мире еще больше интересных программ, чем в Украине, как то исследования Марса и Венеры или высадка на Луну. Кстати, один из основных моментов программы на ближайшие годы — создание космопорта с Бразилией. Самые же большие объемы сотрудничества в этой отрасли на сегодняшний день — с Российской Федерацией

Впрочем, в НКАУ особо не жалуются на нехватку денег и нереализованность программ. Больше рассказывают о достижениях. Так, в 2005 году проведено 5 успешных пусков ракетоносителей отечественного производства «Циклон-2», «Циклон-3», «Зенит-2», «Зенит-3SL» и «Днепр» на трех зарубежных космодромах — Байконуре, Плесецке и Си Лонч. По этому показателю мы отстаем только от России, Китая и США, которые выделяют на космические программы гораздо больше средств. «Сейчас нужно показать, что мы выжили и будем активно работать, участвовать в международных проектах, — рассказывает Ю.Алексеев. — Наши ученые имеют вес в мировом сообществе и, я надеюсь, примут участие в разработке и осуществлении множества проектов». А там, может, и у нашего государства деньги появятся...

Кстати, космонавтика — это не только исследование нашей галактики, но и огромная польза мировому хозяйству. В 2005 году предприятия отрасли реализовали продукции на 1,4 миллиарда гривен, и только 62% этой продукции связано с космосом, а все остальное — тракторы, троллейбусы, комбайны, счетчики на воду и на газ, и прочие прозаические бытовые продукты. Мировая космонавтика, по оценкам специалистов, позволила примерно на 20% поднять урожайность полей, на 30% — увеличить точность прогнозов погоды.

Но самые захватывающие перспективы — у частной, не занятой глобальными исследовательскими или защитными интересами космонавтики. Уже есть и планы строительства гостиницы для туристов в космосе, и еще более невообразимый проект «Буксир» — со спутника на землю спустить трос, создав своеобразный лифт... У серьезных ученых к таким идеям осторожное отношение, мол, а хватит ли денег и ответственности у частных компаний не только осуществить задуманное, но и сделать путешествия в космос абсолютно безопасными?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать