Перейти к основному содержанию

Кто решит проблемы украинской науки?

Новое министерство... и суперкомпьютеры, считают в парламенте
31 октября, 20:43
МНОГОЛЕТНИЙ ПРЕЗИДЕНТ АКАДЕМИИ НАУК УКРАИНЫ БОРИС ПАТОН (В ЦЕНТРЕ) ОБЩАЕТСЯ С КОЛЛЕГАМИ / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

Вчера в Киеве открылась Международная конференция, посвященная украинской науке. Отечественные и зарубежные эксперты собрались еще раз поговорить «о вечном» и наметить пути решения проблем. Впрочем, решение проблемы украинской науки уже многие годы сводиться к одному вопросу — где взять деньги? Деньги на такие глобальные цели, как новая техника, внедрение инноваций и достойная оплата труда научных работников. И на такие мелочи, как текущий ремонт в институтах. Конференцию организовал Фонд гражданских исследований и развития США (CDRF). Эта организация за период с 1996 года предоставила украинской науке 523 гранта на сумму более десяти миллионов долларов. Деньги нашей науке пришлись кстати, о чем украинская сторона с удовольствием сообщила во время встречи. Теперь мы должны поведать донорам о своих научно-реформаторских планах на ближайшее будущее.

Создать специальное министерство науки и технологий предложил глава комитета Верховной Рады по вопросам образования и науки Игорь Юхновский. То есть, разделить науку и образование. Господин Юхновский предполагает, что соседство с образованием может иметь... пагубное влияние на развитие науки. Новосозданное министерство должно заниматься не только опекой украинских разработок, но и, по мнению депутата, изучением достижений зарубежной науки, а также внедрением наиболее подходящих из них в нашей стране.

Также глава комитета сообщил, что в бюджете-2006 предусмотрены деньги на «суперкомпьютерный центр, который войдет в европейскую суперкомпьютерную систему». Что имеется в виду? Создание компьютерных центров для ученых в крупнейших городах Украины, чтобы они могли свободно общаться с зарубежными коллегами. Ведь, как известно, наши ученые не слишком известны на Западе, и одна из главных причин такой обособленности — отсутствие нормальных коммуникаций.

Самым здравым из озвученных на конференции замыслов является стимуляция бизнеса к вложению денег в научные разработки. «Сегодня нам не хватает финансирования со стороны производства, — рассказывает И. Юхновский. — Государство выделяет на науку мало денег, но этого будет достаточно, если удастся привлечь инвестиции от производителей». Если все работы по созданию, апробированию и внедрению изобретений возьмет на себя бизнес, в выигрыше останутся все — и ученые, и инвесторы. Проблема в том, что пока украинские бизнесмены вполне успешно справляются и без новых технологий, и вкладывание денег в только разрабатывающийся проект они считают неоправданно рисковым предприятием. «Нам нужны частная собственность и конкуренция, — говорит И. Юхновский. — Конкуренция неизбежно повлечет за собой внедрение инноваций». Пока что ученые жалуются, что найти в нашей стране спонсора и будущего хозяина для своих разработок очень не легко. И уезжают за границу, вместе со своими идеями и всеукраинским научным потенциалом.

«Выезд украинских ученых на работу за рубеж в последние годы стал одной из основных государственных проблем, — философски заметил посетивший конференцию глава Секретариата Президента Олег Рыбачук, — в то же время, в нашей стране имеется еще достаточный научно-технический потенциал». Олег Рыбачук также уверил присутствующих в том, что создание условий для развития науки — один из главных приоритетов Президента. Затем он перечислил последние украинские достижения в сфере науки. Например, участие в международной космической программе «Морской старт».

Напомним: украинские ученые не получают от государства даже «прожиточного минимума». Так, самый высокий показатель финансирования за последние годы — 0,57% от ВВП. В то время как в законодательстве указано, что минимальные отчисления на науку должны составлять не менее 1,7% ВВП. Это нижняя черта, существование за которой не представляется возможным. В Европе эта грань находится на 3% ВВП, в Японии — 5%.

Кроме «голодной смерти», украинской науке также грозит тотальное реформирование. Бывший вице-премьер министр по гуманитарным вопросам Николай Томенко предлагал самые радикальные меры по решению «научного» вопроса — вплоть до расформирования Академии наук. Олег Рыбачук не смог дать ответ на вопрос, живет ли еще эта идея во властных головах. Впрочем, реформирование науки в любом случае не профиль О. Рыбачука и не совсем понятно, почему именно он олицетворял власть на «элитной конференции, посвященной украинской науке». Остается надеяться, что до расформирования Академии не дойдет. Добудем еще грантов, создадим новое министерство, «суперкомпьютерный» центр. А там, глядишь, и конкуренция с инвестициями подоспеют...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать