«Куклы» по-буковински
Яркие карнавалы с переодеванием появились в древние времена, а потом их приурочили к христианским праздникам Меланьи и Василя, т.е. к Новому году по старому стилю. Во многих селах Буковины и в самих Черновцах в эти дни можно наблюдать торжественный ход ряженых, но лучше всего эти традиции сохранены в городке Вашкивцы Вижницкого района. Здесь почти в каждой хате накануне праздника все — и стар и млад — готовят костюмы и переодеваются в сказочных и невымышленных героев, а посмотреть на все это, а может, и поучаствовать, съезжаются не только все выходцы из Вашкивцев, а и сотни гостей не только со всей области, но и из-за ее границ.
Наслушавшись восторженных рассказов участников и зрителей ежегодного представления, я решила, что это стоит увидеть собственными глазами. Еще на подъезде к городку нашу машину окружила шумная толпа в масках, хустках, кожухах. Некоторые ряженые были в милицейской форме и халатах врачей (два этих костюма вряд ли являются уникальными творениями древности, но, по-видимому, по убеждению их владельцев, они вполне вписываются в эту праздничную кутерьму), а из их возгласов мы поняли, что проехать дальше удастся только заплатив «таможенный сбор». Весь городок напоминал большую сцену, где проходят десятки представлений без режиссеров и постановщиков, а каждый ежеминутно по своему желанию или без оного может стать их участником.
Традиционная толпа ряженых в Вашкивцах состоит из «дедов», «баб», «казаков», «цыган», «жидов», «медведей», а новые веяния обогатили его новыми образами, среди которых я заметила и российского президента Путина, и террориста номер один Осаму бен Ладена, и многих других на кого-то невероятно похожих, хотя до сих пор не могу понять, на кого. Местные жители рассказывают, что изготовление масок и костюмов — дело не одного дня, и между разными улицами поселка даже устраивали соревнование на лучший образ. Изготовление масок в Вашкивцах является уникальным видом ремесла, передающимся от деда-прадеда, а старожилы уважительно вспоминают мастера Георгия Гараса, память о котором живет в творениях, хранящихся в его музее.
Еще 13-го вечером такие веселые компании в вычурных костюмах начинают обходить хаты своих односельчан с поздравлениями и пожеланиями и отгонять от них злых духов. Причем нередко переодетые хлопцы ведут себя далеко не вежливо — они запросто могут побить веником всех, кто есть в доме, и сделать там беспорядок, но хозяева все равно должны быть благодарны, что в их дом пожаловала «переберия», — это обязательный атрибут праздника.
После полуночи разрозненные компании выходят на улицы городка, и местные жители знают — не дай Бог попасться на их пути. Если вас просто побьют веником и обольют водой — считайте, что ничего не случилось.
Настоящий карнавал устраивают уже на следующий день — на Василя. Веселые компании из разных улиц городка собираются вместе, чтобы продемонстрировать свои костюмы и таланты, поздравить и порадовать гостей, но основное удовольствие, кажется, получают они сами. Шум, гам, звон бубенцов, песни и шутки, кудахтанье кур и рев коров, которые являются элементом некоторых образов, можно считать не общим безумием только став участником этого веселого празднества с выразительным национальным колоритом.
Завершением празднества является ритуальная «купель переберии» — ее участники заходят в речушку, протекающую через городок. В эти холодные новогодне-рождественские дни они одетыми охотно прыгают в воду, обливая друг друга. От этого зрелища мороз идет по коже, но, по народным сказаниям, ряженые таким образом освобождаются от нечистой силы, которая могла к ним прицепиться во время обхода хат, ночных прогулок, и, похоже, что современные прагматики верят в это.
Возвращаясь домой, я все пыталась понять, чего больше в увиденном — дани традиции, возможности самовыразится, «выпустить пар», а может, всего вместе взятого?