Культурное открытие для Европы
Наши артисты представили Швейцарии древнее, средневековое и современное отечественное искусство![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20110517/483-2-1.jpg)
С 3 по 12 мая украинские артисты представили четырем городам Швейцарии малоизвестную здесь древнюю, средневековую и более современную украинскую культуру. В пяти концертах, состоявшихся в Ноттвиле, Хохдорфе, Бад-Рагаце и Бад-Цурхахсе, приняли участие «Ансамбль старинной музыки Константина Чечени» и Нина Матвиенко, джаз-квинтет Романа Гринькива, ансамбль народного танца и музыки «Вулиця», Тарас Компаниченко и «Хорея Козацька», а также акробатический дуэт заслуженных мастеров спорта Украины, двукратных чемпионов мира и двукратных чемпионов Европы «Попов и Щербак». Со швейцарской стороны тур поддержало объединение предпринимателей «Виденмус», а с украинской — художественное агентство Арт Велес. Об этом «Дню» рассказал директор агентства Арт Велес Тарас Грималюк, ставший режиссером программы выступления украинских артистов.
В почти трехчасовых концертах звучали, в частности, современные произведения, основанные на украинских народных темах в свободной джазовой интерпретации бандуриста Романа Гринькива, шутливые, любовно-лирические средневековые украинские канты, древнейшая колядка, философско-сатирическая песня Григория Сковороды в исполнении Нины Матвиенко и Ансамбля старинной музыки Константина Чечени, традиционные украинские песни в джазовой обработке квинтета Романа Гринькива, цикл инструментальных произведений неизвестных авторов середины XVII века из манускрипта библиотеки Киевского униатского митрополита Киприана Жоховского в исполнении Ансамбля старинной музыки Константина Чечени, религиозный гимн Деве Марии XV-XVI вв., возникший при дворе украинских князей Острожских, и народный гимн времен национально-освободительной борьбы под руководством гетмана Б. Хмельницкого в исполнении Тараса Компаниченко и «Хореї Козацької».
— Во-первых, мы хотели показать, что в Украине есть древние культурные традиции, — комментирует Тарас ГРИМАЛЮК программу концертов. — Поэтому начали со старинной музыки, неизвестной в Европе, а в Украине остающейся делом отдельных энтузиастов, таких как Константин Чеченя или Тарас Компаниченко, которые просиживают в библиотеках и архивах, отыскивают эти тексты и ноты и возвращают их к жизни, к звучанию. Кроме того, мы хотели показать украинский фольклор, который очень хорошо представляет характер народа, его жизненную философию. А также современную джазовую музыку с этническими мотивами. А двое ребят-акробатов вообще стали диковиной для швейцарцев, ведь они сами признают, что такого уровня циркового и акробатического искусства у них нет.
Кроме украинских музыкантов и артистов, в концертах приняли участие швейцарские музыканты — Биг-Бенд из 18 человек под руководством Томаса Биазото, группа Heu obe-n-obe под руководством профессора Эрнста Хеллера, а также Джаз-Бенд Паломы Вюрт.
Швейцарцы увидели также фильм об Украине, а наши артисты ознакомились с местными культурными достопримечательностями, а также встретились с депутатом парламента Швейцарии Лени Фюглишталлером, который возглавляет комиссию по вопросам науки, образования и культуры, а также входит в состав комиссии по финансовым вопросам..
— Швейцарцы были шокированы выступлением украинских артистов. Ведь об Украине они преимущественно знают либо что-то плохое, либо ничего — Чернобыль, нелегалы... Братья Кличко — единственный позитив, — жалуется Тарас Грималюк. — Об украинской культуре там знают очень мало и, откровенно говоря, не интересуются, ведь европейцам столько всего предлагают, что им не нужно еще что-нибудь выискивать. В этом смысле Украина, безусловно, проигрывает, ведь не имеет рычагов для трансляции своих культурных достижений в Западной Европе. А другие страны эти рычаги активно используют — проводят фестивали, кинопоказы, организовывают гастроли своих коллективов. Поэтому «украинский десант» для Швейцарии стал открытием. Они, например, не могли поверить, что происхождение религиозного гимна Деве Марии, исполненного Тарасом Компаниченко и ансамблем «Хорея Козацька» акапельно, относится к XV — XVI векам. Им сложно было поверить, что в то время в Украине уже было такое многоголосое сложное и красивое пение.
Средства, вырученные от продажи билетов на концерты, будут направлены на помощь Швейцарскому центру параплегии в Ноттвиле Фундации Eurasia Hesrt (занимающейся обучением врачей-хирургов Восточной Европы, в том числе Украины, Молдовы и России) и Фонду Филиппа Нери (поддерживающему пожилых артистов цирка из стран Восточной Европы).