Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Лариса Ившина. Мои университеты

Ценность «живого» слова
14 февраля, 19:32
ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

«Мои университеты» — шестая книга из Библиотеки «Дня» и в то же время первый наглядный итог интенсивной работы Ларисы Алексеевны по гуманитарному «сшиванию» страны через диалоги в университетских аудиториях. Это издание вышло еще в 2006 году, и за это время и до сих пор, как посчитали журналисты «Дня», в своих поездках по регионам главный редактор «намотала» почти десять кругов вокруг Земли по количеству километров. Напомним, Лариса Ившина — член Наблюдательного совета Львовского национального университета имени Ивана Франко, Национального университета «Острожская академия», Национального университета «Львовская политехника», Восточноевропейского национального университета имени Леси Украинки, в последнем из названных вузов, а также в Донецком национальном университете имени Василя Стуса — она также является почетным профессором. Но важные дискуссии на актуальные темы и о «неочевидных» процессах в эти годы проходили и в Днепре, и в Черкассах, и в Нежине, и в Харькове, и, к сожалению, в настоящее время оккупированном Донецке. И читатель «Моих университетов» может убедиться, что содержание этих разговоров никоим образом не утратило актуальности.

Недаром, определяя основные даты 2019 года, Лариса Алексеевна и «совет» авторов «Дня», обратили особенное внимание на годовщину Соединения. Ведь и сегодняшняя наша задача — осмыслить попытку Соединения и вернуться, по словам главного редактора, «к абсолютно необходимой работе, которая должна быть сделана самим обществом, его ответственными гражданами».

В сотрудничестве с университетами расширяется круг читателей, авторов и корреспондентов «Дня» — ведь немало молодых людей присылают свои анкеты на участие в Летней школе журналистики, вдохновившись именно живым общением с Ларисой Ившиной. А бывали и случаи, что те, кто не осмелился поставить вопрос Ларисе Алексеевне на встрече в своем городе, потом успешно проходил отбор в Летнюю школу журналистики, где уже свой шанс не терял.

Конечно, «День» видит в дружественных вузах еще и своих партнеров, где не просто интересуются нашими книгами и газетой, но и покупают их и выписывают, пропагандируют умное чтение.

«Что такое, в конечном итоге, цивилизация? Это, в первую очередь, способность накапливать знания. Усваивать их. Производить ценности», — пишет Лариса Ившина в своем предисловии. Собственно, в таком непрестанном «цивилизующем» труде главного редактора и авторов «Дня» убедится читатель не только этой, а всех почти 30 книг, серий и альбомов из Библиотеки нашей газеты.

Подготовила Ольга ХАРЧЕНКО, «День»


Дорогие друзья, с большой радостью представлю Вам еще одну, шестую, книгу из «Библиотеки газеты «День». Она является и логическим продолжением нашей серии: «Україна Incognita», «Дві Русі», «Войни і мир, або українці-поляки: брати/вороги, сусіди...», «День і вічність Джеймса Мейса», «Апокрифи Клари Гудзик», — и в то же время переводит немало поднятых проблем в плоскость диалога. И это первая, существенная особенность этой книги.

РЕКТОР ОСТРОЖСКОЙ АКАДЕМИИ ИГОРЬ ПАСИЧНИК РАССКАЗЫВАЕТ ЛЕГЕНДАРНУЮ ИСТОРИЮ  НАИСТАРЕЙШЕЙ И ЗНАМЕНИТОЙ АКАДЕМИИИ О ЕЕ ВОЗРОЖДЕНИИ / ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

Еще до создания библиотеки газеты журналисты «Дня» были в активном контакте со своей аудиторией. И не случайно этот сборник, альбом воспоминаний или путеводитель по университетам мы решили начать с небольшой заметки о встрече со студентами и преподавателями Нежинского университета, которая положила начало продуктивной традиции.

...Был октябрь 1999-го. Накануне президентских выборов. На мой взгляд, тогда у страны был шанс «перескочить» на другую ступень своего цивилизованного развития. Я остаюсь приверженцем той точки зрения, что в решающие моменты в истории нужна не партия, а личность, которая может задать планку на вырост, под новаторские задачи формировать элиты и повести за собой. Счастье и в то же время драма Украины в том, что в 1999-м — у нее такая личность была. И есть. Но по определенным причинам она не смогла прийти к власти. А следовательно, на том этапе не удалось реализовать реформаторский, позитивный сценарий, который бы вырвал Украину из объятий прошлого и обеспечил необратимую модернизацию страны.

Многие и сейчас (хотя недавние политические события немного освежили «девичью» память политологов) не имеет мужества признать, что «каневская четверка» — это был смелый и честный замысел. Первая попытка объединить оппозицию. Она была в шаге от победы. У одних это вызвало невероятный подъем, в провластных штабах — панику. К сожалению, решение о выдвижении единого кандидата от оппозиции «прожило» только шесть часов. Не предупредив партнеров, Александр Мороз вышел на пресс-конференцию... и сломал достигнутые ранее договоренности.

Так была изменена украинская судьба, и последствия этого, 1999, года будут иметь отголосок в нашей истории еще долго.

Обо всем этом журналисты «Дня» последовательно писали в газете. Услышало ли нас общество? Какие сделало выводы? И сделало ли...

Если вспомнить бурные события 2004-го, на время все, даже скептики, почувствовали невероятный оптимизм. В редакторской колонке накануне второго тура голосования я написала, что в 1999 году был лидер, не было народа. А в 2004-м — был народ, и не было лидера... Конечно, тогда мое мнение многие не разделяли. Хотя и с народом не все так просто. За ним, как хорошей хозяйке за огородом, нужно ухаживать: полоть, прорывать, уничтожать вредителей, подпитывать...

Все эти годы после 1999-го немало журналистов самоотверженно обслуживали политиков, работая фактически, как сервисная служба. Я же считала, что нужно как можно больше заниматься обществом. А если думать о перспективе, то — его «неинфицированным» молодым поколением. Иногда говорят, что достаточно нынешней молодежи прийти в активную жизнь, — она решит многие проблемы, поскольку воспитана в условиях свободы... Думаю, нельзя быть таким безоговорочным оптимистом. Если не будет настоящих школ, влияний, позитивной селекции, ничего само по себе не произойдет. Каждая смена поколений может прибавить что-то, но по-настоящему качественные изменения произойдут в условиях стабильного культурного роста. На образцах лучшего, что было в прошлом, должна быть создана возможность продолжать это и развивать. Неединожды в нашей истории было так, когда каждый раз начинали будто с чистого листа, как люди без наследства. Что такое, в конце концов, цивилизация? Это, прежде всего, способность накапливать знания. Усваивать их. Производить ценности.

А у нас — всплеск, а затем — довольно драматичный откат...

Вот чем мотивируются мои поездки по университетам. Я хотела говорить со студентами, в том числе и будущими коллегами-журналистами, об уроках, которые дает нам собственная, в том числе и новейшая история, о системе координат, в которой развивается страна. Чтобы расширить мировоззренческие позиции и приобщить к обсуждению того, о чем мы пишем в газете. И, конечно, получать обратный импульс.

В своих поездках с 1999-го по 2006 год по украинским университетам я почувствовала интерес молодых к осмыслению нашей истории и то, что рубрики «Дня» «Украина Incognita» и «История и «Я» имеют много благодарных читателей. Молодым хочется разобраться: что в нашем национальном характере мешало не раз в прошлом получить шанс на построение собственного государства, что сейчас препятствует скорейшему возвращению к европейскому дому. Думаю, полнее всего запрос, который я уловила в общении в студенческих аудиториях, воплотился в нашем проекте «Библиотека газеты «День». Во всех пяти книгах, общий тираж переизданий которых достиг 40 тысяч экземпляров. А затем новой захватывающей страницей общения с читателями стало само обсуждение библиотеки, которая во многих университетах страны прошла своеобразную аттестацию и получила общественное признание.

Следовательно, «Мої університети» — это книга о судьбе книг из «Библиотеки газеты «День». Она состоит из газетных материалов, которые были написаны с 2002 по 2006 гг. сразу по горячим следам встреч-обсуждений каждой новой книги в аудиториях университетов в Луцке, Кировограде, Чернигове, Донецке, Остроге, Хмельницком, Черкассах, Киеве, Каменце-Подольском, Запорожье, Львове, Одессе...

Вторая особенность этой книги заключается в том, что уровень общения, бурные дискуссии, интересная полемика стали возможны благодаря позиции студенчества, острым вопросам, оригинальным наблюдениям, небезразличию. В этом альманахе мне лично важно не столько то, о чем я говорила во время встреч, сколько то, о чем они спрашивали. Вышел, на мой взгляд, интересный мониторинг настроений, поисков, запросов. Существенно, что именно мнения студентов, их многоголосие закреплено в этом путеводителе-отчете о проделанной работе, и это — останется. А сами они могут считаться полноценными соавторами проекта «Мої університети».

Во время встреч, диспутов в университетах востока, запада и юга страны я не раз убеждалась в том, что нам нужна целеустремленная внутриукраинская (параллельно с европейской!) интеграция. Для лучшего понимания друг друга, для взаимного обогащения, для ощущения того счастливого разнообразия, которым наполнена наша страна. Как важно ребенку с юга или запада приехать в Днепропетровск и побывать в усадьбе Яворницкого, или в Полтаве, в музее-усадьбе украинского аристократа Котляревского, где мы встретили фантастических самоотверженных людей. Или увидеть в научной библиотеке в Одессе, которую руководит Ольга Федоровна Ботушанская, раритеты, о которых должен знать каждый образованный украинец. Или экземпляр редкой прижизненной фотографии Тараса Шевченко в музее Каменца-Подольського... Я уже не говорю о сокровищах Львов или неоткрытых тайнах Донецка, Харькова. Следует вспомнить и Черкассы, где журналисты «Дня», кроме интересных контактов со студентами и преподавателями, получили удовольствие от посещения уникального Музея рушника. Древние летописи на полотне, наш сакральный код. Сколько чудес и фантастических богатств рассыпано по всей стране! Нужно ездить, видеть, знать. Никакие злокачественные «технологии» не смогут расколоть нацию, которая знает свою историю, понимает непростую судьбу другого края своей Родины.

...Как-то, уже в 2006-м, во время читательской конференции в Одессе студенты Национального университета, будущие политологи, спросили у меня о национальной идее... Я сначала приготовилась излагать свое виденье, но потом подумала, что убедительнее будет пригласить их продолжить этот разговор в Острожской академии. Все получилось очень хорошо. Благодаря гостеприимству острожан, уникальной атмосфере этого заведения студенты-одесситы смогли выступить на днях науки, а главное — принять участие в мировоззренческих дискуссиях, где среди прочего обсуждался, в частности, такой вопрос: безопасность государства — и вопрос консенсуса или компетентности? Попробуйте ответить.

Меня же взволновало другое. Ни один из студентов-одесситов до этого не был на западе своей страны. Они искренне признавались: «...ми думали, что едем из цивилизованного края — в дикий. А увидели...»

А увидели уникальное учебное заведение, история которого уходит в XVI век — период европейского возрождения. Где сейчас, благодаря самоотверженному труду преподавателей, поддержке меценатов и, что существенно, неординарной личности ректора Игоря Демидовича Пасечника — создан лучший университет, где соединена национальная идентичность с прогрессивными мировыми подходами.

Каждый, кто приезжает в Острог, удивляется: откуда такие фантастические студенты?

Так вот: от открытости, от отсутствия коррупции, благодаря свободной конкуренции, когда из глубин народных отбирается все лучше всего, талантливое. Простой и очевидный рецепт. Но как все еще немного тех, кто хочет ему следовать. А тем временем эта академия показана нам как по рецепту врача. Ведь одна из национальных хронических болезней — неверие в свое. Поэтому отношение у меня к Острогу особое. Это мой Университет.

Не могу не сказать о своих впечатлениях от горного университета в Днепропетровске. Благодаря позиции ректората и директора гуманитарного института этого вуза Виктора Ефимовича Пушкина, студенты, которые будут геологами, специалистами по горному делу, разбираются в исторических проблемах не хуже, чем гуманитарии. Здесь воспитывают не только специалистов-граждан (какое доказательство от обратного для тех, кто носится с идеей сокращения гуманитарных дисциплин в технических вузах!). Там особое отношение к исторической памяти, и первое обсуждение книги «День і вічність Джеймса Мейса» не случайно состоялись именно в горном университете в Днепропетровске.

Не вызывает сомнений то, что особая активность студентов зависит очень часто от небезразличия преподавателей. Всюду, где есть личности, есть и творческий рост и развитие. Кстати, в Запорожском университете по инициативе заместителя декана факультета журналистики Виктора Владимировича Костюка впервые ввели публицистику Джеймса Мейса в учебную программу для журналистов. Очень важно, что усилия нашего коллеги, великого патриота Украины, который открыл миру страшную правду о Голодоморе, востребованы среди молодежи.

Нет разделения страны на восток и запад. И не стоит это повторять. Если есть какая-то заметная разница между регионами, а я бы лучше назвала их землями, то она в неравномерной «гуманитарной прогретости». Где-то лед был толще, поэтому нужно вкладывать во сто крат больше усилий и тепла. В университетских аудиториях часто спрашивали: где искать опору? Как влиять на власть?

Конечно, намного лучше, когда вся атмосфера в обществе, когда вся сила государства направлена на то, чтобы помочь человеку свободно дышать и жить, не выискивая те щели между плитами, где можно протиснуться и ухватить свой луч солнца, света и глоток воздуха. Но когда все не идеально, все равно есть много правильных маршрутов. Один из них для меня пролег через украинские университеты, которые остаются твердынями сопротивления примитивизации и островами просветительства. Которые, в конце концов, возможно, когда-то станут материком.

Благодарю студентов и преподавателей всех вузов, где мы побывали, за сотрудничество в создании проекта «Мої університети». А также журналистом, фотокоров, всех сотрудников «Дня» за помощь в воплощении замысла. Особая благодарность Николаю Григорьевичу Жулинскому за идею знакомства с Острожской академией. И наших уважаемых авторов — Сергею Борисовичю Крымскому, Владимиру Евгеньевичу Панченко, Юрию Ивановичю Шерстобиту, Виктору Николаевичу Горобцу, Станиславу Владиславовичу Кульчицкому, Валерию Степановичу Степанкову и Тарасу Компаниченко, — которые с удовольствием откликнулись на мое предложение пообщаться со студентами в разных аудиториях страны.

Искренне — Лариса ИВШИНА, главный редактор газеты «День», 14 августа 2006 года


ОТЗЫВЫ

Игорь ПАСИЧНИК, ректор Национального университета «Острожская академия» (2006 г.):

— На мой взгляд, проект «Мої університети» прежде всего ценен тем, что несет в себе объединительный характер для всей Украины. Фактически это практическое воплощение известного лозунга «Восток и Запад вместе». Ведь в издании раскрывается качество жизни студенческой молодежи из разных регионов нашей страны. Между прочим, мне очень приятно, что довольно большое количество страниц в книге посвящено Острожской академии. Возможно, это и закономерно, потому что она является правопреемником первого высшего учебного заведения Восточной Европы. Кстати, в этом году академии исполняется 430 лет. Кроме того, у острожан сложились особые отношения с главным редактором «Дня» Ларисой Ившиной. Именно по ее инициативе основан Острожский клуб, деятельность которого как раз и предусматривает встречи прогрессивного студенчества из разных университетов для обсуждения актуальных проблем, их общего решения, а также обмена опытом и, в конечном итоге, интересного и содержательного времяпровождения.

Я часто вспоминаю одну встречу, которую тоже организовала Лариса Алексеевна. По ее приглашению в Острог съехались студенты и преподаватели из Одесского, Запорожского, Днепропетровского университетов. Многие тогда впервые посетили Западную Украину. Например, одесситы признавались, мол, думали, что едут в забытый Богом край, а на самом деле приехали в цивилизацию... Познакомившись со здешними людьми, в частности молодыми, они убедились, что все мы — украинцы, все мы — едины. Вот вам, как отмечала Лариса Ившина, и внутриукраинская интеграция.

Очевидно, «Мої університети» можно назвать пособием по украиноведению и человековедению.

Петр КРАЛЮК, проректор по научной работе Национального университета «Острожская академия» (в 2006 г.):

— «Мої університети» — книга необычная. Она — своеобразная летопись, которая сопровождается размышлениями и анализом. Издание — словно срез современной Украины, Украины молодой, не обремененной советским прошлым, которая смотрит с надеждой в будущее. Для кого-то этот проект может стать ориентиром в поисках своих университетов, кого-то заставит задуматься над прошлым и настоящим, кто-то откроет в нем что-то новое для себя...

Это издание особо дорого студентам и преподавателям Острожской академии.

Мне кажется, что все темы, которые мы обсуждали на встречах с главным редактором «Дня», по-своему были интересны. Но наибольший интерес, на мой взгляд, вызвал ее доклад на нашей научной конференции, где она проанализировала ситуацию в украинском медийном пространстве: тенденции, оценки... Ведь вопрос информационной безопасности является одним из самых важных и самых актуальных. В конце концов, с Ларисой Алексеевной довольно часто поднимались касающиеся этой темы вопросы.

Для нас Лариса Ившина сделала прекрасный подарок, ведь мы так поняли, что ее университет — все-таки наш.

«ВИЗИТЫ ЛАРИСЫ ИВШИНОЙ В НАШ УНИВЕРСИТЕТ — ЭТО ВСЕГДА СОБЫТИЕ И УНИКАЛЬНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ НАСТРОИТЬ СВОЙ ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ НАВИГАТОР НА ОПЦИЮ КАЧЕСТВЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

Алексей КОСТЮЧЕНКО, доцент кафедры журналистики Национального университета «Острожская академия»

— Моя дружба с «Днем» длится уже свыше пятнадцати лет. Будучи студентом Острожской академии, я не пропускал ни одной встречи с главным редактором Ларисой Ившиной. Впоследствии я принимал участие в Летней школе журналистики «Дня», был участником Острожского клуба свободного интеллектуального общения молодежи, а теперь мне посчастливилось работать внештатным корреспондентом этого трендового интеллектуального издания.

Лариса Алексеевна своими встречами в университетах, в частности в Острожской академии, продемонстрировала, что это место не только для классической учебы, но и мощная площадка для живых интеллектуальных дискуссий и обсуждений среди студенчества. Создание Острожского клуба свободного интеллектуального общения молодежи по инициативе Ларисы Ившиной в 2006 году было ярким свидетельством того, что в действительности не существует разделения Украины на восток и запад. Это лишь условные границы и стереотипы, которые могли существовать в наших головах. Мы объездили всю страну — Острог, Одесса, Харьков, Донецк, Луганск, Днепропетровск, Запорожье, Симферополь, Черновцы — и доказали, насколько такое непосредственное неформальное общение эффективно для внутриукраинской интеграции молодежи. Лично для меня является незабываемой встреча в Черновицком национальном университете им. Юрия Федьковича в октябре 2009 года. Тогда Лариса Алексеевна сначала представила новинку серии «Библиотека газеты «День» — двухтомник знаковых статей «Дня» «Экстракт 150», а на заседании Острожского клуба мы обсуждали проблемы политической культуры молодежи. Потом нас ожидал приятный сюрприз от Ларисы Ившиной — ужин в одном из самых гостеприимных ресторанов Черновцов, прогулка по вечерним улицам «Украинского Парижа» и искренняя непринужденная атмосфера в кругу единомышленников. Ни одна коммуникация в онлайновом режиме с помощью гаджетов не заменит те эмоции и ощущения живого общения, а самое главное — важного для нашей страны.

Знаковой также была встреча Ларисы Ившиной со студентами Острожской академии в июне 2008 года. Во время общения она вспомнила об одном письме, которое пришло в редакцию «Дня» еще в 2004 году. Оно настолько поразило главного редактора, что его опубликовали на первой полосе. Это письмо было от восьмиклассницы Ани Вакуленко из Кировоградщины, которое состояло из перечня вопросов к политикам. Оно вызвало огромный резонанс у читателей. Тогда стипендиаты главного редактора «Дня» в Острожский академии на колонках газеты пытались ответить Анне. Письмо запомнилось всем читателям. Во время этого рассказа оказалось, что Анна находится в зале, ведь она поступила в Острожскую академию, о которой когда-то узнала из публикаций «Дня». Эта неожиданная встреча стала красноречивым примером эффективного результата сотрудничества «Дня» и Острожской академии.

Для меня и моих студентов визиты Ларисы Ившиной в наш университет — это всегда событие и уникальная возможность настроить свой личный профессиональный навигатор на опцию качественной журналистики, которая в настоящее время чрезвычайно нужна для Украины. Публикации издания, а также книги серии «Библиотека газеты «День» является незаменимым учебным материалом на занятиях, а Острожская академия уже давно стала территорией чтения «Дня». Поэтому от имени коллег и студентов искренне благодарю Вас, Лариса Алексеевна, за важные уроки и установки.

«ВНУТРИУКРАИНСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДОЛЖНА БЫЛА БЫ СТАТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКОЙ»

Иван КАПСАМУН, редактор отдела политики газеты «День»:

— Причиной войны, которая длится в Украине почти пять лет, является не только внешняя агрессия России, но и то, что на государственном уровне у нас никто не занимался внутриукраинской интеграцией. Исторически так сложилось, что регионы Украины являются достаточно разными, ведь были частями разных империй. Поэтому возобновив независимость в 1991 году, одной из главных задач для политиков как раз должна была бы быть  внутриукраинская интеграция. Однако этого не случилось, потому что большинство из них занималось личными вопросами, а не созданием государства. На своем уровне эту функцию взяла на себя газета «День» и ее главный редактор Лариса Ившина. Что такое внутриукраинская интеграция я могу рассказать на личном примере.

В 2006 году случилась история, которая кардинально повлияла на мою жизнь. Я был студентом третьего курса Одесского национального университета им. И.И. Мечникова. Тогда в городе с презентацией книг «Библиотеки «Дня» находилась главный редактор газеты «День» Лариса Ившина. «Какой должна быть национальная идея в Украине?» — спросил я слишком непосредственно у Ларисы Ившиной. На то время для меня эта тема была важной — предмет личных исканий. «...Поговорим об этом в «интерьере» Острожской академии. Для начала нужно знать друг друга, знать свою страну — студенты должны встречаться, общаться на интеллектуальные темы...», — ответила главный редактор «Дня».

Через несколько месяцев по приглашению Ларисы Ившиной и Острожской академии, я организовал группу студентов, и мы поехали в Западную Украину. Может показаться странным, но для многих это было впервые. «Когда я ехал в Острог, то считал, что с цивилизованного мира отбываю в «дикий край». А когда возвращался уже домой, понял, что, наоборот, увидел цивилизованный мир», — такой была реакция одного из одесситов. Вспоминаю еще один особенный момент, когда во время упомянутой поездки в Острог, мы  — студенты из разных уголков Украины — у вечернего костра и под проливным дождем пели национальный гимн... Это незабываемые воспоминания. Они не могли не разбудить ощущение, что все части страны тянутся друг к другу.

Именно там, в «интерьере» Острожской академии, был основан Острожский клуб свободного интеллектуального общения молодежи, который был призван лучше почувствовать и понять разные части Украины —  «смешать среды». Студенты из разных университетов, в частности, и мы одесситы, в течение нескольких лет объездили много украинских городов: Острог, Одесса, Киев, Харьков, Запорожье, Днепропетровск, Донецк, Луганск, Симферополь, Черновцы. Мы искали ответы на те проблемные вопросы, которые давно назрели и перезрели в стране. Важно, что наша деятельность длилась под эгидой газеты «День», где участники клуба имели возможность освещать результаты своей работы. «Внутриукраинская интеграция должна идти впереди европейской» — такой лозунг взял себе на вооружение Острожский клуб.

Хорошо помню одну из встреч, которая проходила в Черновцах. Для нас было трогательно видеть на заседании клуба новых участников из Севастополя, которые добирались в Черновцы... больше суток. И все ради того, чтобы больше узнать об Украине и своих сверстниках.

Я не знаю, как бы сложилась моя жизнь по окончании университета, однако именно по результатам своеобразной и длительной стажировки на дистанции в газете «День», в 2008 году мне предложили попробовать себя в роли журналиста. Теперь я работаю редактором отдела политики. Редакцию нашего уникального издания я часто называю своим вторым университетом. Здесь мой мир изменялся и существенно обогатился, в частности, имел возможность почувствовать что такое «украинскость».

А теперь представим, что внутриукраинской интеграцией занималась не только газета «День» и Лариса Ившина, которая объехала разные университеты по всей стране, общаясь со студентами и интеллигенцией, а это бы стало одним из направлений государственной политики. Насколько бы это «сшило» общество и укрепило нашу страну. В таком случае агрессор имел бы намного меньше шансов использовать расхождения среди украинцев, потому что их элементарно было бы меньше, чтобы начать войну против Украины и оккупировать часть нашей территории.

НЕЖИН МОЖНО СМЕЛО НАЗВАТЬ УКРАИНСКИМ КЕМБРИДЖЕМ. ЗА ПОЧТИ ДВУХСОТЛЕТНЮЮ ИСТОРИЮ ЭТОГО ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ЕГО ВЫПУСКНИКАМИ БЫЛИ: ПИСАТЕЛИ НИКОЛАЙ ГОГОЛЬ И ЕВГЕНИЙ ГРЕБИНКА, БАСНОПИСЕЦ ЛЕОНИД ГЛИБОВ, ФОЛЬКЛОРИСТ АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВ-ЧУЖБИНСКИЙ, ЖИВОПИСЕЦ АНАТОЛИЙ МОКРИЦКИЙ... ДЛЯ «ДНЯ» ОН СТАЛ ОТПРАВНОЙ ТОЧКОЙ В ПУТЕШЕСТВИЯХ ПО НАШИМ УНИВЕРСИТЕТАМ НЕЗАДОЛГО ДО ТОГО, КАК МЫ ЗАДУМАЛИ СВОЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «НЕЖИН», ОКТЯБРЬ 1999 Г. /ФОТО ИЗ АРХИВА «ДНЯ»

МОЙ ИЮНЬ 2008 ГОДА. «СЕКРЕТ» ЛАРИСЫ ИВШИНОЙ, КОТОРЫЙ ОПРЕДЕЛИЛ 10 ЛЕТ МОЕЙ ЖИЗНИ

Алла ДУБРОВЫК-РОХОВА, редактор отдела экономики газеты «День»

Это случилось летом. Если быть почти точной, то в начале июня 2008 года. Тогда я впервые познакомилась с главным редактором «Дня» Ларисой Ившиной.

Шел шестой год сотрудничества «Дня» с Национальным университетом «Острожская академия».  При протекторстве  Ларисы Ившиной в Остроге уже побывали экс-премьер-министр  Евгений Марчук, кобзарь Тарас Компаниченко, профессора Валерий Степанков и Владимир Панченко, украинские меценаты, супруги Елена и Виталий Гайдуки.

Будучи министром обороны, Евгений Марчук передал университету военный городок, где теперь расположены студенческие общежития и военный лицей для мальчиков-сирот и полусирот, который курировал сам Евгений Кириллович.

Супруги Гайдуки, кроме значительной финансовой поддержки, подарили вузу отреставрированный оригинал Острожской Библии 1581 года.

В 2004 году у Ларисы Алексеевны возникла идея основания стипендии главного редактора газеты «День» лучшим студентам, критериями для получения которой были не просто хороший учебный рейтинг и журналистский талант, но и активная гражданская позиция.

Тогда двенадцать студентов академии  стали стипендиатами Ларисы Ившиной. Впоследствии стипендия «трансформировалась» в более мощный проект — Летнюю школу журналистики газеты «День», которая стала ежегодной. В прошлом году состоялась 16-я школа. А в целом «стипендиатами» Ларисы Ившиной и «Дня» в этом проекте стало больше 300 молодых людей. Немало из них сегодня является успешными в разных сферах — от государственной службы до бизнеса, от издательского дела до журналистики, от волонтерства до военной службы.

Уже тогда в далеком 2008 году в активе совместно реализованных проектов «Дня» и Острожской академии — Острожский клуб свободного интеллектуального общения молодежи, что за два года деятельности превратился в мощное общественное движение. Была традиция — каждую из книг «Библиотеки газеты «День» Лариса Ившина лично представляла в Острожской академии. Они не просто переживались совместно — часто студенты и преподаватели сами становились авторами или писали отзывы в газету.

Того июня 2008 года я не была ни стипендиаткой Ларисы Ившиной, ни корреспондентом «Дня», и, честно сознаюсь, даже читателем газеты. Я просто пришла на встречу с главным редактором всеукраинского издания с подругой и соседкой по комнате в общежитии — Викторией Скубой, которая тогда работала в пресс-центре университета, который был также корпунктом «Дня» в Остроге. Вика была в восторге от «Дня» и мечтала там работать.  Я уже не вспомню, что именно тогда она сказала мне, что я загорелась пойти с ней на встречу. Но точно помню, как смотрела на Ларису Алексеевну, а в голове было сто тысяч вопросов — от «откуда вы все это знаете?» до «а зачем вам все это?»  И когда наступила очередь вопросов от зала, я спросила одно, но, как тогда показалось, а теперь я точно знаю, самое важное «Как?»: «Как в течение стольких лет удержать высокую планку, не ошибиться, не разочароваться?»

Готовя эту колонку, я, конечно, нашла материал, в котором есть цитата ответа Ларисы Алексеевны на мой вопрос (кому интересно — это «О «правильных пропорциях мира», «День» от 13 июня 2008 года), но лишь для того, чтобы сверить «фактаж» и «воспоминание». Потому что то, что я тогда услышала и пропустила через себя — это мой урок на всю жизнь и во всем, мое кредо, и мой ориентир  — в профессии, в быту, в отношениях с людьми, в отношении к себе.

 «Секрет» «Дня», как мне тогда ответила Лариса Ившина, в том, что газета предлагает читателю собственный высокий стандарт и гражданскую позицию: «Прежде чем создать Би-Би-Си, нужно создать Британию». Конечно, не все способны оценить газету, однако мыслящая часть украинского общества нуждается в таком  издании. Претендуешь на что-то? Будь добр, отвечай своей претензии. Можно сто лет ждать Черчиля, увлекаться Мейер и цитировать  Ли Куан Ю. Но если стандартами Би-Би-Си прикрывать откровенную джинсу на «Свободе слова», если под видом плюрализма мыслей дарить медиаплощадку тем, кто желает украинской государственности смерти, если под видом либеральных реформ за бесценок растягивать остатки уцелевшего в государстве, то чуда не случится, Украина не станет культурным, экономическим, политическим центром цивилизованного мира, а будет продолжать воевать с призраками и маньяками мировой истории.

Для меня та встреча в далеком июне 2008 года стала знаковой. Через год после нее я приеду в Киев, стану участницей Летней школы журналистики газеты «День». А 1 сентября того же 2009 года меня возьмут работать в редакцию газеты «День» на должность корреспондента отдела экономики, и уже я буду учиться, а затем и помогать держать ту «планку», о которой спрашивала.

За этих почти 10 лет я  имела «миллион» случаев спросить у главного редактора «Дня» обо всем том, что было в моей голове в том далеком июне 2008 года. Я получила добрую сотню бесценных уроков. Были такие, которые усваивались со слезами. Я написала миллионы строк, поставила тысячи вопросов и оставила в летописи современной украинской журналистики несколько по-настоящему заметных и важных следов.

Я познакомилась со своим будущим мужем. Он даже объяснялся мне в редакции, после редакционной планерки. Первый выход в свет моего старшего сына был в День рождения  Ларисы Алексеевны. Ему еще и месяца тогда не было. Но он спокойно чувствовал себя в компании моих коллег из «Дня». Еще бы, он познакомился с их голосами еще до своего рождения. Практически родственники.

«День» стал значить для меня намного больше, чем просто место работы. В настоящее время мне 30. Треть моей жизни — это «День».  И все это благодаря тому, что тогда, в том далеком июне 2008 года главный редактор «Дня» Лариса Ившина разглядела «что-то» в той девочке с газетой «День», которую она впервые взяла в руки.  Я до сих пор не знаю, чем было то «что-то», но безгранично благодарна за инвестицию и доверие. Потому что это действительно большая честь — учиться и работать с журналистом мирового уровня, которая инвестировала свою судьбу в не всегда благодарное дело в Украине.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать