Перейти к основному содержанию

Лариса Ившина: «Повернення в Царгород»

За три года, которые прошли со времени выхода книги «Повернення в Царгород», события многократно усилили ее актуальность
29 ноября, 19:33
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Путь к нашему Храму

Никакие исторические аналогии никогда не бывают абсолютно точными. Потому что — другой контекст, другие обстоятельства, другое сознание людей. И тем не менее параллели с прошлым являются не только поучительными, но и часто очень нужными, потому что помогают заглянуть за «горизонт» истории.

Связь, даже укоренение Княжеской Руси-Украины в византийско-цареградской православной и культурной традиции — лучшая иллюстрация этой мысли. Наше христианство, принципы нашей духовности — в сущности, именно оттуда (оставим пока в стороне «византийство» как политическое явление, унаследованное Московией). Книга «Повернення в Царгород», изданная в 2015 году в серии «Библиотека газеты «День», — именно об этом. И о том, что когда на киевских холмах в ХI—ХII веках укреплялось правдиво христианское государство Владимира Святого, Ярослава Мудрого и Мономаха — Москва была «сельцом небольшим», окруженным чащами и болотами. Так откуда и от кого распространялся свет христианской веры? И кто имеет бесспорное историческое право на Томос?

В последнее время опасным для глобальной политики (не только для национальной безопасности Украины) стало явное агрессивное стремление России присвоить, рейдерски захватить не только чужую историю, чужую территорию, но и во вполне имперский способ «решить» вопрос православия, веры и конфессиональных отношений, расширяя пространство «русского мира». Впрочем, почему же в последнее время? Именно книга «Повернення в Царгород» очень убедительно доказывает, что хотел и стремился тот еще несколько лет назад, до (или сразу после) начала российско-украинской войны был оговорен относительно того, на что способна путинская Россия. Мы предупредили общество этой книгой — а как было воспринято и учтено это предупреждение, то уже другой разговор.

Главный редактор «Дня» Лариса Ившина в предисловии к книге подчеркивает, что «на протяжении веков — и во времена имперской России, и во время Советского Союза, и признаем это, уже в независимой Украине — осуществлялась негативная селекция в нашем обществе. В результате мы имеем дело с определенным, не сегодня искаженным форматом исторического мышления». Ценность «Повернення в Царгород» как раз в том и заключается, что эта книга «лечит» языком фактов, образов, рассказов о поражающих событиях нашей истории это искажение, неизмеримо расширяет этот провинциальный формат и напоминает нам, наследниками какого государства, какой культуры и духовности мы являемся. Это и является той дорогой к Храму...

Игорь СЮНДЮКОВ, «День»


«Повернення в Царгород»

Позвольте спросить, уважаемый читатель — какие первые мысли, эмоции возникли, когда вы взяли в руки книгу под названием «Повернення в Царгород»?

Задала этот вопрос коллегам, услышала в ответ разные рассказы о сказочной красоте и величии, о золоте куполов, конечно, о Роксолане и походах казаков... Больше всего понравилось: «Царьград — это мое личное пространство незнания». Думаю, этот честный ответ касается большинства украинцев.

Не могу сказать, когда и почему у меня появилось твердое убеждение, что мы должны попробовать заполнить это «пространство», создать книжку. Название было у меня уже давно: «Повернення в Царгород». Для этого будто и не было каких-то особенных оснований, кроме разве той, что во Владимире-Волынском, неподалеку от которого я родилась, в свое время появился на свет самый выдающийся ориенталист Украины Агатангел Крымский...

Следовательно, Константинополь-Царьград-Стамбул издавна не давал покоя известным российским деятелям имперского калибра. Однако, когда к истории и наследию Византии (как и Киевской Руси) обращается Россия, то это превращается в безуспешное стремление найти то, чего нет. Для Украины же это — наилучший путь познать себя.

Федор Достоевский писал в «Дневнике писателя» за 1877 год: «Константинополь рано ли, поздно ли, должен быть наш». Это был такой «геополитический взгляд» «большого гуманиста» и знатока «загадочной русской души». Это и есть та «достоевщина», о которой и на Западе еще в то время, похоже, знали, но надлежащую оценку дать не захотели или не смогли. Заметно, что и сегодня, в разных замаскированных видах, эта идея «витает» в кремлевских коридорах власти.

Украина же должна иметь свой план действий. Ведь война идет — не только за территории, а, в первую очередь, за Наше место в Истории.

Мы будем иметь достойное Украины будущее лишь в том случае, если серьезно будем заниматься «проектированием» нашего национального духовного и интеллектуального пространства, «реставрацией» необходимых нам сегодня исторических смыслов и созданием новых. Именно это и стало основанием для появления как этой книжки, так и предыдущих, в нашей серии «Библиотека газеты «День».

Вспоминается горькое мнение всемирно известного византиниста Игоря Шевченко (1922-2009) из его труда «Украина между Востоком и Западом». Он считал, что нам был навязан «Бермудский треугольник» замкнутого пространства, где мы общались с миром через посредников. И сегодня рассматривают Украину преимущественно в перспективе Востока и Запада, но важно видеть ее также в контексте Севера и Юга. А главное — нам нужен новый «набор высоты». Образно говоря, когда Россия будет «падать», мы должны очутиться вне зоны досягаемости «обломков»...

Украина как самостояние — это вызов для России. А еще — национальная сверхзадача для нас. В России сегодня абсолютно не готовы к тому, что Украина будет выстраивать свою стратегию в мировой политике, вынося их мнение за скобки. Мы должны завоевать субъектность, что среди прочего означает потребность выражать свое собственное, независимое ни от кого, виденье мира.

Убеждена, что само освоение темы наследия Византии, необходимо нам для модернизации национального характера.

Нас иногда тревожит то, что Украину не понимают.  Будто мы слишком сложны для мира.  И этому есть объяснение, ведь наше формирование происходило под воздействием симбиоза культур, сочетания очень многих факторов. Однако мы никогда не забывали собственного естества. Эта, казалось бы, слабость может стать нашей силой. Все это дает Украине особенную индивидуальность. Россия навязывает нам гибридную войну. Мы же, кроме хорошей армии, должны противопоставить ей новую интеллектуальную стратегию, синергию Западного мира и Востока, которая органично и глубоко укоренена в нас самих.

Собственно, для того, чтобы реализовать эти стратегии, мы задумывали и создавали наши книги. В «Украине Incognita» — «первой ласточке» «Библиотеки «Дня» — мы «наводили оптику» на важные для будущего, но по определенным причинам, интеллектуально «запущенные» вопросы украинской истории, которые в советские времена действительно были политически опасными. Те вопросы, которые сделали изучение правдивой украинской истории актом гражданского мужества. Причем для нас было принципиально важным, что диапазон эпох и времен был чрезвычайно широким: в первых же разделах шла речь о Геродотовой Скифии, о римском следе на юге Украины, о древнейшем городе Тира, расположенном на наших территориях. Никакой провинциальности! Украина органично включена во всемирный исторический процесс. Мы стремились показать, что переход к княжеской эпохе нельзя правильно понять без осознания грандиозного явления Софии Киевской; об этом — статья «Эффект высокого неба» Сергея Борисовича Крымского, которая уже стала классической. Мы хотели установить прочный, крепкий «рамочный стандарт» для изучения того, что является жизненно важным для украинцев. Понимали при этом, что нужно не только и не столько воспроизвести документы, но и возродить культурную атмосферу времени.

Многие люди (и в Украине таких до сих пор не так уж и мало) и в настоящий момент воспринимают Россию как законную наследницу Византии, а следовательно, ее православия, ее имперскости. По моему мнению, реальные поступки людей, их конкретные дела — это и есть доказательство того, кто чей наследник. Это касается и Украины, и России. Что такое российская политическая и государственная практика в прошлом и в настоящий момент? Это — сплав худших образцов «византийщины» и влияния Золотой Орды, которая выдавала «ярлык» на княжение московским правителям. Как множество раз доказывала история, чтобы противостоять этому — нам, украинцам, необходимо взять из истории лучшие образцы свободы мысли, борьбы за волю, государственного строительства, духовного подвижничества. Так, как это делали Ярослав Мудрый, отец его Владимир Великий — Креститель Руси и внук его Владимир Мономах, беря все лучше в Византии. Собственно, об этом — «Повернення в Царгород».

Позже вышла в свет книжка «Дві Русі» — издание с компромиссным, как сейчас вполне понятно, названием («Русь Киевская» и «Русь Московская»). Для меня однако необходимой и новой была тогда сама постановка вопроса: что мы можем в Украине сделать для реальной демократизации России, руководствуясь — это принципиально — не «комплексом жертвы», а чувством совместной ответственности со свободным миром за судьбу России.

Следует понимать, что агрессивная политика Москвы и в настоящий момент, и в далеком прошлом укоренена в глубоко скрытом и неосознанном комплексе вассальной зависимости — зависимости от нашей истинной Киевской Руси, от неискаженной имперскими подтасовками истории. Разве не об этом свидетельствует трагикомический проект сооружения в Москве памятника Владимиру Великому, нашему киевскому князю? Я оцениваю это с печальной иронией: когда-то они соревновались за звание «Третьего Рима», пролили реки крови, перевели ради этого мегатонны бумаги, а теперь стремятся, по сути, стать «вторым Киевом»... А все потому, что нет смелости задать вопрос: кто же они такие?

Именно здесь — корень великодержавного экспансионизма России. Они точно знают, где спрятана «игла Кощея» — на печерских холмах. Так как украденная, чужая история не воспроизвелась, не «проросла» в России. Чтобы заполнить пустоту — творятся новые преступления. Творятся и ради того, чтобы закамуфлировать преступления прошлые.

Уже давно не является сенсацией мнение о том, что Украина — не Россия. Но теперь нам важно понять самим, а также объяснить миру, что Россия — это не Русь. Никакой другой Руси, кроме Киевской, никогда не было. Об этом — наша известная книжка «Сила м’якого знака» (2011), которая выдержала уже шесть переизданий.

В то же время помогать всему живому, что есть в российском обществе, — остается и ныне нашим общим долгом. Мы, в определенном смысле, ответственны за Россию, за владимиро-суздальские и московские земли, которые когда-то колонизировали наши предки. А впоследствии украинцы насыщали своими идеями образование, которое в конечном итоге стало Московской империей...

Возможно, этот образ будет казаться определенным парадоксом, но Украина поистине является «Британией славянского мира». Киевская Русь объединила многочисленные славянские племена и была, без преувеличения, самым мощным государством в свое время. Кстати, основатель Москвы Юрий Долгорукий был сыном Владимира Мономаха и Гиты — дочери последнего, до прихода норманов, английского короля! И что показательно: британская Большая Хартия Вольностей 1215 года, которой эта страна справедливо гордится, как минимум, на полтора века младше (не старше, а младше!) знаменитой «Руської Правди» Ярослава Мудрого и его сыновей. В свою очередь «Руська Правда» невозможна без глубокого знания Кодекса Юстиниана и разумного его приложения.

...Кстати, известный поэт Иосиф Бродский, побывав в Стамбуле в 1985 году, написал: «Пришедшее на Русь христианство бросило позади не только тоги и статуи, но и выработанный при Юстиниане Свод Гражданских Законов». У них — да. У нас — нет. Вот вам и «наследие Византии» — вещь далеко не абстрактная в нашей истории!

Но умело ли мы ею пользуемся?

...Находясь в Острожской академии, с которой у «Дня» давние отношения, я слышала о Кирилле Лукарисе, который в давние времена был там преподавателем греческого языка и латыни... Но неожиданной гранью эта фигура открылась для меня уже когда мы работали над «Поверненням в Царгород». Преподаватель из Острога — оказывается, потом стал константинопольским патриархом!

Отсутствие таких колоссальных фактов в общенациональном обращении имеет ощутимое внешнеполитическое измерение. Помню, как-то на приеме ко мне подошел посол одной из западных стран и искренне признался: «Прочитав в «Дне» об Острожской академии, я решил посетить это заведение. Больше всего меня удивило то, что, оказывается, еще во времена Возрождения в Остроге была греко-славяно-латинская академия»!..

А меня удивило «удивление» опытного дипломата. И как здесь не вспомнить мудрого британца Ланселота Лоутона, который в 1935 году провозгласил перед авторитетным собранием представителей общественности в помещении Палаты общин парламента Великобритании доклад «Украина — наибольшая проблема Европы». В частности, он сказал, что «украинская проблема — это пример одного из наибольших политических мошенничеств в нашей истории; и касается она земли, которая, хотя и вовсе не так отдалена, и почти так же неизвестна нам, как в свое время были неизвестны экзотические страны». Лоутон понимал, что история Украины была украдена — забрали даже имя! Его реальный вывод был следующим: «потасовка» в Европе не закончится, пока Украина не вернется в родной дом, в лоно своей цивилизации.

Мы видим, что Острог — это лишь один из узлов исторической памяти, который дает соответствующий сигнал об украинском наследии иностранцам и в то же время доказывает самим украинцам необходимость глубокого изучения своих, на первый взгляд, «невзрачных» местечек, в которых содержатся настоящие сокровища.

Думаю, часть наших сограждан искренне скажет: «Возможно, история Византии и в самом деле увлекательна, но это так далеко от нас — и во времени, и в пространстве. Какое отношение это все имеет в сегодняшней Украине?»

Давайте вместе зададим себе академический вопрос: почему погиб классический Западный Рим Августа и Цицерона, однако выстоял, возвысился и просуществовал тысячу лет Рим Восточный — Византия? И какой в этом факте кроется насущный урок для нас, какое важное послание? Великие римские историки — Публий Корнелий Тацит, Гай Светоний Транквилл дают в своих произведениях ответ на этот действительно злободневный вопрос. Великий Рим погиб из-за того, что верх взял гедонизм, жизнь исключительно ради потребления и наслаждений, и это в условиях массового рабского труда. Существование колоссальной мировой империи постепенно просто потеряло смысл, и это, как ржавчина, проело весь общественный механизм. А для Византии, которая появилась на руинах старого Рима, спасительную роль сыграло принятие христианства — религии, заключавшей в себе идею «переоснования» государства и социума на принципиально иных принципах. Эту сверхважную историческую миссию выполнил Константин Великий-властитель, который основал и христианизировал Восточную Римскую империю. Интересно, что сначала Константин просто уравнял в правах раньше гонимое христианство и все прочие (языческие) верования Рима. И этого оказалось достаточно: за 15—20 лет христианство уже стало официальной, доминирующей религией нового государства — Византии. И именно Константин Великий стал не только первым императором этого государства, но и основателем Вечного города на Босфоре (не в меньшей степени вечного, как Рим или Киев) — Константинополя-Царьграда-Стамбула. О влиянии этого города на жизнь наших далеких — и не очень — предков, а также об обратном влиянии наших предков на Византию и ее наследницу — Османскую империю — и рассказывается в этой книжке.

Однако проблема не только в уровне знаний о Византии. Дело в том, что нас издавна приучали довольствоваться, мягко говоря, очень скромным интеллектуальным «меню». Я часто думаю о том, что мы, украинцы, слишком долго жили в навязанном нам образе пассивного объекта истории. «Сила м’якого знака» — попытка освободиться от этого фальшивого образа. С помощью же книги «Повернення в Царгород» мы выступаем в роли архитекторов духовного пространства. Это заточенное оружие против наибольшего общественного зла в Украине, которое я условно называю «куриным интеллектом». Речь идет о навязанном нам обывательском мировосприятии, которое не дает видеть дальше собственного носа, о «вывихе» нашего национального характера. «Куриному интеллекту» мы должны противопоставить мышление — «за горизонт», потерянное ощущение интеллектуальной экспансии. Отечественные ученые сегодня и в прошлом накопили огромный научный материал. Но Украина не может просто сидеть на сокровищах «фактажа». Мы должны заботиться о том, чтобы разумно им распорядиться. Имеется в виду создание адекватного ситуации общественного дискурса. Это — задание публичных интеллектуалов и журналистов.

Нынешняя ситуация объясняется не только незнанием или невежеством влиятельных лиц, но и имеющейся здесь злой политической волей. Называем вещи своими именами. На протяжении веков — и во времена имперской России, и во время Советского Союза, и, признаем это, уже в независимой Украине — осуществлялась негативная селекция в нашем обществе. Ограничивалось, преследовалось, уничтожалось все, что несло в себе живую, вольнолюбивую украинскую идею. С другой стороны, сознательно поощрялось ограниченное малороссийство, узость взгляда на мир. В результате мы имеем дело с определенным, не сегодня искаженным форматом исторического мышления.

Собственно, в настоящее время существует два принципиально разных подхода к пониманию украинцами своего прошлого — об этом напомнил недавно мой друг в Facebook Владимир Ткачук. Согласно первому — государственность на нашей территории появляется приблизительно в конце Х века и длится 700 лет до Переяславской Рады. Потом имеем 350 лет колониального периода и теперь — период постколониальный. Согласно второму подходу, государственность в Украине начинается... после Переяславской Рады. Первый подход делает Украину абсолютно понятной для мира. Без этих 700 лет Украина не может быть полноценной европейской страной. Даже славное Казачество и богатое постколониальное наследие не дает нам всего набора «ключей». На второй подход всегда делали ставку наши враги, которые стремились «растворить» историю Украины. Учитывая это, я не устаю повторять, что в настоящее время идет борьба не только за нефть, газ и территории, но и за Наше место в Истории.

Мы действительно являемся наследниками тысячелетней цивилизации и культуры Древней Руси, Киевской Руси-Украины. Более того, наши исторические корни уходят еще дальше в глубину тысячелетий. Ведь недаром в V веке до н.э. Геродот писал о государстве сколот, славян, наших предков, близких северных соседей скифов. Что это значит для нас? Перед нами — «нить Ариадны», и стоит упорно идти за ней, по ее следам, часто почти незаметным. Тогда и увидим, что буквально в каждом периоде можно отыскать свидетельство причастности Украины к истории больших древних цивилизаций. И Восточного Рима (Византии), и классического Западного Рима, прославленного государства цезарей. Ведь является фактом, что на моей родной волынской земле найдены древнеримские монеты, которым две тысячи лет...

...Наш Государственный герб-трезуб князя Владимира Крестителя — это абсолютно достоверный атрибут его княжеской власти, вычеканенный на Владимировых монетах. И вот, обратите внимание: в России, называя нас «братским народом», свирепо ненавидят наш Герб — государственный знак Владимира, которого они якобы так «уважают». Это такие вещи, которые, на мой взгляд, многое объясняют. Во времена СССР за использование трезуба как буржуазно «националистического символа» всегда жестоко наказывали, могли лишить воли, а то и жизни; в настоящий момент на востоке Украины поддерживаемые Кремлем террористы истязают или убивают людей за тот же наш древнейший знак. Это к вопросу о преемственности. Реальной и фальшивой.

Опыт контактов Древней Руси-Украины с Византией противоречив, неоднозначен и многогранен. Его изучение даст работу еще многим поколениям небезразличных людей. Сейчас хотелось бы только сказать, что мы были внимательными, старательными учениками, такими, которые очень быстро поднялись на один уровень с прежними учителями. Киевская Русь хранила и развивала все лучшее, действительно гуманистическое, что было в византийской культуре. Если внимательно прочитать «Наставление» Владимира Мономаха, то становится очевидным, что этот знаменитый князь был хорошо знаком с литературой Византии — как духовной, в частности знал жизнь святых, так и сугубо светской. А более поздние идеологи «Третьего Рима» отбросили гуманистическое содержание предыдущей культуры, выхолостили его. На место гуманизма стало пренебрежительное чувство собственной избранности, исключительности, православно-шовинистическое мессианство Москвы. Нам же стоит, трезво понимая все это, задуматься: большие киевские князья, их родственники, которые построили храмы Святой Софии в Киеве, Новгороде, Полоцке (с привлечением византийских зодчих), — что именно они увековечили в камне? Какую идею хотели донести до нас — софийности мира, созданного Богом, его безграничности, как об этом писал Сергей Борисович Крымский? Ответов множество, пространство для мысли огромно...

И еще один существенный момент. Об этом я хотела сказать отдельно. Читатель, конечно, заметит, что большое внимание мы уделили истории Османской империи — политической, юридической, в определенной степени даже мировоззренческой преемницы Восточной Римской империи — Византии. Этой теме посвящен весь объемный второй раздел и часть третьего раздела. И мы считаем, что это правильно, справедливо и логично. Ведь Византия не была совсем уничтожена или сожжена после падения Константинополя 29 мая 1453 года, когда этот большой христианский город превратился в мусульманский Стамбул. Наследие Византии претерпело с возникновением империи Османов — мировой мощи ХV—XVII веков — очень интересных трансформаций. Действительно, кое-что было зачеркнуто и насильственным способом прекращено завоевателями. Но очень много сохранилось и продолжило свою жизнь, пусть и в новых формах. Обо всем этом узнает читатель нашей книжки.

Многие из украинцев, мне кажется, не достаточно полно представляют себе, как складывались наши отношения с огромным государством, столицей которого был Стамбул. И какой вес имела, какую роль играла эта империя, в частности, и в истории Украины. Мы хотели рассказать и об этом. Какими интенсивными и тесными были связи гетманов Богдана Хмельницкого и Петра Дорошенко с султанскими правительствами? Всем ли известны детали апокрифического разговора казацких вожаков, Максима Кривоноса и Ивана Богуна, которые решали: с кем заключить союз? Кривонос отстаивал то мнение, что нужно присягать Москве, «царю православному», а вот Иван Богун выступал за союз с султаном турецким, потому что там «народ издавна к войску благосклонен». Да и царю Московскому, как он считал, верить нельзя. Поучительный сюжет! А фантастическая история Насти Лисовской — Роксоланы, не наложницы, как утверждает обывательская версия истории, а соправительницы султана, по сути Императрицы? А неоднозначные проблемы военных союзов наших гетманов с крымскими ханами? Все это, а также статьи высококвалифицированных ученых-тюркологов читатель найдет на страницах издания.

...Сегодня Россия оккупировала Крым. Украденный Корсунь она хочет предъявить миру как доказательство «на наследие». Напомню, что во время Первой мировой член Государственной думы России Павел Милюков кричал: «Дарданеллы будут наши!». А квинтэссенцией этого стиля является фраза Константина Леонтьева, который работал в посольстве империи в Стамбуле: «Россия должна править бесстыдно». Сегодня Кремль откровенно претворяет в жизнь эту доктрину. Это — та циничная традиция, которая несет серьезную угрозу самому существованию Украины и направлена против Европы.

Всемирно известный российский пианист Андрей Гаврилов недавно в интервью «Дню» сказал: «События в Украине — это борьба жизни и смерти! Смерть — это Российская империя (экс-СССР) и прошлые годы бедствий после юридического исчезновения этой страшной злокачественной опухоли. Жизнь — то, что произошло на «Майдане Достоинства». Побеги жизни, которые пробились сквозь толщу могильной плиты над Российской империей, резко обнажили колоссальную историческую правду...»

Нынешняя Европа, как когда-то классический Западный Рим, нуждается в новой пассионарности, новом качестве идей, новом прочтении истории, в частности украинской... А также требует отваги, чтобы признать заслуги Украины и в то же время свою задавненную вину перед ней. Еще раз вспомним слова дальновидного британца Ланселота Лоутона...

Своими книгами, создание которых было бы невозможно без сотрудничества с целым созвездием удивительных авторов «Дня», за что мы им безгранично благодарны, стремимся вернуться к Себе. Расчистить путь для будущего.

«Повернення в Царгород» — это интеллектуальный «аперитив» и книга «на вырост». Это — «ключи» от нашей субъектности, самобытности, нашего настоящего места в Европе и мире. Потерянные, они лежали и ждали, когда мы потрудимся их поднять и не побоимся ими воспользоваться... Это время наступило.

Ваша Лариса ИВШИНА (ЖАЛОВАГА)

10 августа 2015, Созополь

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать