Машина времени
У завершения «Звездных войн» — неожиданно ностальгические последствия
Цикл завершился, и все довольны. Лукас сделал, что обещал, — замкнул в единое целое свою джедайско-роботехническую эпопею: «Звездные войны- 3», они же «Месть ситхов», заполонили экраны, континенты и глаза.
О самом фильме ввиду того, что большинство читателей (они же зрители) его уже видели, писать как-то даже неловко. Однако после того, как первая волна ажиотажа спала, — необходимо. Можно отметить, что наверняка звездолетная сага Лукаса останется самым большим в истории коммерческого кино приквелом (это фильм, события в котором сюжетно предшествуют событиям предыдущего фильма; сиквелом же называют фильм, продолжающий историю, изложенную в предшествующей картине). Теперь все известно: и откуда взялась империя с императором «в далекой, далекой галактике», и какое горе постигло бедного «черного шлема», почему он стал таким, и много других подробностей.
Остался, впрочем, вопрос, который одним взмахом джедайского меча не разрешишь. Это — проблема художественного качества. Ведь те, самые, по сути, первые (они же «четвертые») «Войны» с Хариссоном Фордом, снятые в 1977-м, влюбившие в себя весь мир, так и остались вершиной, недосягаемой даже для самого Лукаса. Легче всего было бы списать все недочеты на старение режиссера — мол, тогда он был молод, азартен, и Вселенная по колено, а нынче уж удар не тот, — но это далеко не полное объяснение.
Изменился не только режиссер, изменились и времена. Середина 1970-х во многом сохраняла еще свежую наивность и праздничное миролюбие предыдущего десятилетия, эпохи всеобщего упоительного детства. С черным и белым, с добром и злом все было предельно ясно. Потому и сами «Звездные войны» получились такими — светлыми, простыми и романтичными, как детская сказка. Именно за эту целостную, солнечную простодушность их и полюбили и любят до сих пор. И, с другой стороны, что такое начало 2000-х? Множество разочарований, напластовавшихся друг на друга за прошедшие десятилетия. Война террора и война с террором, раздробление одной большой «империи зла» (выражение Рональда Рейгана, кстати, заядлого фаната «Звездных войн») на множество малых злых угодий. Цинизм, прагматизм, равнодушие, размывание идеалов, как следствие — невозможность сразу и точно отделить героев от подлецов. Соответственное изменение кинематографа — причем нельзя сказать, чтобы в лучшую сторону. И что тут оставалось делать Лукасу, который как раз силен тем, что всегда сверял свою фантастику с виражами и сполохами земной реальности?
Естественно, добро теперь не берет верх так легко, а «герои сражаются с обеих сторон». В саге неожиданно появились антиджедаи-ситхи, политика, даже торговля — а что поделаешь, — но это еще полбеды, понадобилось ввести и лирические сцены, иначе как еще объяснить появление на свет Люка Скайуокера и его сестры Леи, которые дают дрозда темным силам вместе с Фордом. Увы, в этом, в лирике то есть, ни Лукас, ни его актеры отнюдь не сильны. К счастью, в «Мести ситхов» любовные эпизоды сокращены до минимума и непочтительный смех публики раздается не так часто. Вообще третья часть явно выигрывает сравнительно с двумя предыдущими: не так перегружена спецэффектами, драматургически более осмыслена, некоторые сцены поединков, как- то — сражение Обевана Кенобе с четырехлапым генералом Гривусом или финальный поединок двух джедаев на огненной реке — впечатляют. В целом фильм, конечно, — чистейшая развлекалка, игрушка на пару сезонов. Но его значение — в другом.
Ведь теперь, когда вся история рассказана, она и возвращается к нам вся, целиком. Теперь мы знаем, что не все так и плохо, и дети Дарта Вейдера спасены, вырастут они хорошими людьми и победят проклятого императора, и спасут Галактику. Главное же — что теперь можно, после всех переворотов, торговых войн, политической трескотни вернуться опять к тем самым, настоящим и наивным «Звездным войнам» и посмотреть их в свое удовольствие. Так что «Месть ситхов» — это в своем роде мостик эпох, незатейливая машина времени, по которой можно, хотя бы в воображении, вернуться в далекий беззаботный 1977 год…
Выпуск газеты №:
№100, (2005)Section
День Украины