Перейти к основному содержанию

Миражи

27 ноября, 19:13
СЦЕНА ИЗ БАЛЕТА «ДАНИЭЛА» / ФОТО ПАВЛА БАГМУТА

Национальная опера Украины презентовала первую премьеру этого сезона — балет «Даниэла» Михаила Чембержи.

Можно порадоваться, что после долго перерыва на главной оперной сцене нашей страны стали вновь появляться произведения современных украинских композиторов. Музыку специально написал по заказу театра Михаил Чембержи. У композитора на эту работу ушло два года. В июне была записана фонограмма с симфоническим оркестром театра, а потом над балетом стала работать постановочная группа. Сюжет и хореографию осуществила балетмейстер Анико Рехвиашвили, дирижер постановки — Алексей Баклан, сценография — Анатолия Иконникова. Вначале балет назывался «Небесные зеркала», но перед премьерой название изменили на имя главной героини — «Даниэла». Спектакль посвящен теме любви. Вернее, ее поискам. Это — история вне времени. Главный герой Федерико (Максим Мотков) ищет прекрасную незнакомку, которая ему однажды привиделась. Ради нее Федерико трижды отправляется в «Зазеркалье». В волшебном «Саду камней» он вроде встречает свою девушку- видение, но это оказывается мираж. С настойчивостью влюбленного герой вновь и вновь путешествует по «Зазеркалью», но ни Нимфа в «Золотом замке», ни Вакханка из ада хоть внешне и похожи на его любовь, но все таки не та единственная девушка. И только когда Федерико уже отчаялся найти свою любовь — он вдруг увидел Даниэлу (Наталья Мацак играет три роли — Нимфы, Вакханки и Даниэлы), девушку, которая приходит позировать к его дяде — художнику, князю Альберто (Дмитрий Клявин). Оказывается, счастье то было совсем рядом…

— Музыка Михаила Чембержи — свежая, неожиданная, лирическая и чуть романтическая, — сказал «Дню» композитор Евгений Станкович. — Писать балеты трудно. Над либретто «Даниэлы» еще можно поработать. Думаю, что время пройдет и спектакль видоизменится. Главное, что в этом балете есть крепкая музыкальная основа. Конечно же, в идеале хочется, чтобы сюжет имел сильную драматургию, как, например, в «Ромео и Джульетте» или «Золушке»... Музыка — это фундамент, а он в спектакле есть — и это главное».

Действительно, музыка М. Чембержи — очень лиричная, ритмичная, обладающая богатым мелодизмом, а вот относительно хореографии и либретто у зрителей возникают вопросы. Первое отделение — это, фактически, дивертисмент. Симпатичная картинка (костюмы, декорации), но балет все- таки не концерт, а спектакль с драматургией: завязкой, развязкой. А этого как раз в «Даниэле» нет. Публике показывают набор поз, танцевальных «па», не связанных между собой. Сюжет провисает и его, к сожалению, не спасает даже хорошая музыка М. Чембержи. Актерам нечего играть, а ярких, интересных хореографических, режиссерских ходов практически нет! О психологии раскрытия образов вообще речь не идет. Есть «нарезка» из разных балетов. Образы героев поданы схематично. Федерико мечется по сцене, изображая смятение, Даниэла — наивна, Нимфа — коварна, Вакханка — сексуальна. И все действие «задрапировано» в яркие костюмы и декораций а-ля ампир. В общей сложности получился средненький спектакль, не требующий от танцовщиков большой самоотдачи (да и не танцуют они, а больше ходят по сцене). Поэтому зрители просто наблюдают за действием, совершенно нет сопереживания от увиденного. Сидишь в зале, слушаешь хорошую музыку, пытаешься сообразить — где Софи (Кристина Шишпор), а где Даниэла (Наталья Мацак), которые, выступая почти в одинаковых костюмах, по придумке постановщиков, морочат голову не только Федерико, но и зрителям. Впрочем, очень скоро этот «ребус» надоедает разгадывать, и публика просто наблюдает, как под музыку двигаются артисты. Концерт получился бы симпатичный, а спектакль не захватывает зрителей, и как только закрылся занавес, то они ринулись по домам, к телевизору, чтобы узнать: кто же победил в «Танцах со звездами» — вот где интрига и настоящее шоу! Согласитесь, странно, что выходя из театра публика не обсуждала увиденное, а делала прогнозы — победит Зелинский — Шоптенко или Могилевская — Яма? Впрочем, феномен «Танцев со звездами» — это совсем другая история, о которой «День» предлагает поразмышлять в следующем номере нашей газеты.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать