Перейти к основному содержанию

«Мы не хотим делить Украину»

Переселенцы в харьковском лагере благодарят волонтеров и не верят террористам
20 августа, 11:27
С ДЕТЬМИ ЛЕГЧЕ ОТРАБОТАТЬ СТРЕССОВУЮ СИТУАЦИЮ В ИГРЕ И ТВОРЧЕСТВЕ, В РИСОВАНИИ, ГОВОРЯТ ПСИХОЛОГИ

Дорога через лесопарк выводит к воротам с украинскими флагами и дальше — к корпусам и хозяйственным постройкам. Раньше здесь располагался пионерский лагерь «Ромашка», сейчас у этого места есть хозяин, Владимир Рожков, который мечтал построить здесь зону отдыха, но не успел: с мая 2014 года он открыл двери для мирных переселенцев с Донбасса, из зон боевых действий. Пока благоустраивать лагерь некогда и не за что.

«ВРАЧ САМА ДАЛА НАМ ДЕНЬГИ НА КАПЕЛЬНИЦУ»

В небольшом пруду плавают утки, дети играют в настольный теннис и катаются на качелях среди деревьев, разносятся запахи еды. Похоже на обычный Дом отдыха, только лица людей озабоченные и усталые, они не улыбаются, ловят тревожные новости из дома, сидят у дверей с ноутбуками и планшетами, не расстаются с мобильными телефонами. А еще между корпусами сушится белье, чего не бывает в санаториях, только в жилых районах и лагерях беженцев.

Сейчас здесь живет около трехсот человек, из них — восемьдесят пять детей, рассказывает Яна, которая заменяет дежурную. В июле состав обитателей лагеря сменился — переселенцы из Славянска вернулись в освобожденный город, их заменила волна из Донецка, Луганска, Горловки, Артемовска, Северодонецка. Сама девушка приехала в Харьков из Краматорска с мужем около двух месяцев назад. С собой взяли даже зимние вещи и двух собак-пекинесов. «Уехали, когда в городе начали стрелять и сбивать украинские самолеты. Страшно, когда по городу ходят неизвестные с оружием. Не знаешь, чего от них ожидать! Они говорят, что «защищают» нас, но мы так и не поняли, от чего! И кто они сами», — говорит 30-летняя Яна. Муж-строитель сразу нашел работу, ей, мастеру маникюра, сложнее —  во время войны людям не до красоты. Также другие обитатели лагеря жалуются, что работу в Харькове найти непросто, многие с недоверием относятся к жителям Донбасса. Некоторые люди рассказывают об ужасах оккупации. «Страшное мародерство, забирают машины, останавливают с автоматами, целятся в нас и все досматривают, забирают вещи, — делится 50-летняя луганчанка Ольга. —  Когда же они уйдут из города? Мы не ходили на голосование и не хотим делить Украину. Если бы боевики сложили оружие, то никакой войны бы не было. А так они сидят в мирных кварталах. Боевики нас используют как щит!»

Кроме того, Ольга рассказывает, что харьковские врачи бесплатно спасли ее с мамой Ниной Алексеевной от пневмонии. Семья провела четыре дня в подвале, когда в Луганске начались бомбежки. В Харьков женщины прибыли с воспалением легких. «Все лекарства нам привезли волонтеры, огромный список... — говорит Ольга. — А врач сама дала нам деньги на капельницу! Мы приехали вообще без денег и вещей. Вещи нам тоже принесли волонтеры».

Кроме одежды и лекарств, харьковские волонтеры привозят переселенцам продукты, мороженое, сырковую массу для детей. Трижды в день на три сотни человек готовит повариха, которую пригласили хозяева лагеря, супруги Володя и Оксана Рожковы. Когда повариха брала выходной, к плите встала сама Оксана и потом с юмором на страничке «Фейсбука» описала ситуацию, как накормила весь лагерь несколькими блюдами из пятнадцати кур.

«Я НЕ СПРАШИВАЮ ОБ УБЕЖДЕНИЯХ»

Волонтеры заботятся и о моральном состоянии переселенцев. Различные организации устраивают здесь конкурсы и фестивали, обучают танцам. Ежедневно здесь работает группа профессиональных психологов из Харьковского фонда психологических исследований. Психолог Клавдия Норинчак рассказывает, что записалась в волонтерскую группу, как только узнала о проблеме переселенцев. Она работает с малышами от двух лет дважды в неделю. Клавдия уверена, что сегодняшняя работа с детьми предотвратит завтрашние проблемы в социуме. Рассказывает, что дети, которые прибыли из зон боевых действий, начинают вести себя по-взрослому — серьезно и ответственно. В отличие от взрослых, которые могут паниковать и проявлять агрессию. «Дети очень быстро адаптируются, легче идут на контакт. С ними легче отработать стрессовую ситуацию в игре и в творчестве,  рисовании. Сегодня мы будем проводить технику «заземление», — говорит Клавдия, помогая детям создавать пингвинов из бумаги и пластилина. Пингвины у всех получаются разными, но дети, действительно, очень серьезны.

ДЕТИ, КОТОРЫЕ ПРИБЫЛИ ИЗ ЗОН БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ, ВЕДУТ СЕБЯ БОЛЕЕ СЕРЬЕЗНО И ОТВЕТСТВЕННО

Сепаратистских настроений за все время работы в лагере не наблюдалось, уверяет Владимир Рожков. Только один из приехавших был недоволен украинской символикой, но никто не стал его убеждать — этот человек был с явными умственными отклонениями. «Я целенаправленно не завожу разговоров об убеждениях людей. И хотел бы обратиться к этим людям, как говорил Цезарь: «Сограждане, римляне, братья!» Я отношусь к ним, как к согражданам, попавшим в беду», — рассуждает хозяин лагеря переселенцев. Утверждает, что «приятных удивлений» от переселенцев — больше. Из зон военных действий сейчас прибывают специалисты с высокой квалификацией,  которые раньше держались за свою работу по месту жительства. Также приезжает много патриотично настроенных людей и тех, кто по-другому увидел ситуацию, встретив помощь обычных харьковчан. Себя Владимир называет аполитичным человеком, который пришел к необходимости социальной деятельности через хозяйственную, понял, что экономическое процветание возможно только с построением новой страны. В лагере «Ромашка» ведется прозрачный бюджет, каждый может выяснить, откуда приходят деньги и на что расходуются. Владимир мечтает, что эта практика станет нормой в будущей Украине.

Переселенцы в лагере «Ромашка» выражают благодарность волонтерам и частным лицам, от которых видят реальную помощь, в отличие от пустых обещаний чиновников и депутатов. Сами убирают территорию, чтобы быть полезными людям, которые их приютили. Общая беда объединила людей, здесь вместе празднуют детские дни рождения, поддерживают друг друга. «Здесь хорошо, но хочется домой. Мы хотим только одного — чтобы быстрее закончилась эта война...» — повторяет Ольга из Луганска.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать