На днепропетровском метро поставили крест?
Перспективы достройки единственной линии днепропетровского метрополитена становятся все более туманными. После того как полтора десятилетия назад шесть станций подземки были пущены в эксплуатацию, «стройка века», начатая еще при Л.Брежневе, практически не сдвинулась с места. Несмотря на неоднократные попытки реанимировать строительство метро, все они заканчивались почти безрезультатно. Надежда у днепропетровцев вновь затеплилась в связи с подготовкой к футбольному чемпионату Евро-2012.
Достройка всего трех станций вдоль главного проспекта города давала возможность не только разгрузить его транспортные потоки, но и в дальнейшем соединить подземную линию с железной дорогой, расходящейся в разные концы города. Молодой губернатор Днепропетровщины Виктор Бондарь сгоряча пообещал к концу минувшего года построить две станции, а также закупить в Европе гигантские проходческие комплексы, которыми сооружали подземные туннели под Ла-Маншем. Поддержку этим планам пообещала во время визита в родной город премьер-министр Юлия Тимошенко. Однако на пути, как обычно, встали финансовые трудности с выполнением бюджета Украины, а затем и мировой экономический кризис. Дело дошло до того, что в бюджете на нынешний год днепропетровцы вообще не обнаружили упоминания о своем городе в соответствующей графе. По полмиллиарда гривен были выделены на строительство метро Киеву и Донецку, а про Днепропетровск совсем «забыли». Впрочем, говорят, что в правительстве при составлении проекта бюджета просто ошиблись. Днепропетровский губернатор поясняет ситуацию следующим образом: «Какой-то работник министерства финансов забыл дописать Днепропетровск. Когда я поставил этот вопрос перед Юлией Владимировной, то она сказала, что это техническая ошибка, которая будет исправлена в парламенте». Тем не менее, сам В.Бондарь отмечает, что и обещанные средства «привязаны» к стабилизационному фонду, который должен наполняться за счет «виртуальных» средств — возможных кредитных поступлений или поступлений от приватизации государственных объектов. «Так что, откровенно говоря, этих денег нет, — признается губернатор. — Для того, чтобы реально их получить, надо прописать субвенции не в стабилизационном фонде, а в основном бюджете Украины». Очевидно, сознавая всю призрачность надежд на государственное финансирование, депутаты Днепропетровского облсовета в программу развития области на 2009 год пункт о строительстве метрополитена сначала вообще не включили. Он появился по настоянию заместителя председателя облсовета Ивана Лазаренко. По его требованию «цифру» в 236 млн. гривен в программу все-таки записали, несмотря на то, что ни получить, ни освоить эти средства строители на самом деле не смогут. Как сообщил на сессии сам И.Лазаренко, в прошлом году перед областью встал вопрос о возвращении в госбюджет 15 млн. гривен неосвоенных денег. В связи с этим руководство области в канун нового года вынуждено было пригласить строителей из Черновцов, которые поставили на центральной площади забор и развернули срочные земляные работы. В то же время городской голова Днепропетровска Иван Куличенко давно махнул рукой на такую перспективу. «По большому счету, — пояснил он на предновогодней пресс-конференции, — уверенности в том, что мы успеем достроить метрополитен к Евро-2012, вообще-то нет». Мэр утверждает, что метрополитен не сыграет никакой роли в перевозке гостей футбольного чемпионата, с чем соглашаются представители УЕФА. Гораздо правильней, по его мнению, реконструировать линии городского трамвая, соединяющие железнодорожный вокзал и стадион. Уже весной, несмотря на протесты горожан, И.Куличенко собирается вырубить деревья на знаменитом бульваре на половине центрального проспекта Днепропетровска и переместить на него трамвайную линию. Впрочем, следом неизбежно встанет вопрос о закупке большого количества новых трамваев, однако денег на это тоже пока нет.
Выпуск газеты №:
№25, (2009)Section
День Украины