Перейти к основному содержанию

На энергорынке пока темно

08 июня, 00:00

Большинство экспертов считает, что энергосистема Украины имеет прекрасные шансы развалиться уже к середине осени текущего года.

Громкие заявления правительства о кардинальных и конструктивных реформах электроэнергетики пока привели только к утверждению Устава государственного предприятия «Энергорынок» и декларированию отпуска электроэнергии после предоплаты.

Практически с самого начала работы нового Кабинета изменение правил игры на рынке электроэнергии является едва ли не главным направлением деятельности правительства. Мол, как только проведем реформы на энергорынке, тут же всем нам станет хорошо. Главным идеологом реформирования топливно-энергетического комплекса, в целом, и электроэнергетики, в частности, выступает вице-премьер-министр Украины Юлия Тимошенко. Основные доводы, которые Юлия Владимировна использует для убеждения окружающих в необходимости совершения вышеозначенных действий, можно легко сосчитать на пальцах. Одной руки. Из ее публичных выступлений следует, что: старый энергорынок непрозрачен, а, следовательно, создает почву для коррупции; схема деятельности энергорынка неэффективна и изжила себя; собственно рынком энергорынок назвать нельзя по причине высокой степени вмешательства государства в его функционирование.

Собственно, перечисленные доводы заслуживают всяческого уважения, потому как их достоверность не вызывает никаких сомнений. Удручает другое — о действительных причинах кризиса в энергетике как-то умалчивают и Тимошенко, и ее оппоненты, к которым отечественные СМИ причисляют отечественных же олигархов во главе с президентом ФК «Динамо» (Киев)» Григорием Суркисом. Наиболее сложной проблемой украинской энергетики на сегодняшний день является отвратительное состояние генерирующих мощностей тепловых электростанций. А самое интересное в этой проблеме — методы, которыми украинское правительство ее создало. И главным рычагом, посредством которого государство практически «угробило» тепловую генерацию, стал пресловутый энергорынок, вокруг реформирования которого ныне трещат копья.

На заре украинской государственности правительство Украины, ведомое Всемирным банком, решило создать в электроэнергетическом комплексе страны конкурентную среду. С этой целью и был создан энергорынок. Что характерно, эта замечательная структура, которая являлась непосредственным «распределителем» финансовых потоков, не являлась юридическим лицом.

А для пущей рыночности новых механизмов государство разделило энергокомпании, работавшие с советских времен, на производителей и поставщиков. Упрощенно данную схему работы электроэнергетики можно описать следующим образом: выработанная электроэнергия отпускается в оптовый энергорынок, откуда она распределяется между поставщиками, которые работают непосредственно с потребителями. При этом, помимо облэнерго, то бишь, бывших подразделений энергокомпаний, которые находились под полным государственным контролем, появились и новые игроки — независимые поставщики. Для облэнерго и независимых поставщиков были созданы несколько разные условия: первые поставляли электроэнергию по тарифам, устанавливаемым «свыше», вторые — по нерегулируемому тарифу. В результате всех этих трансформаций на оптовом энергорынке, по замыслам отцов реформ, должна была сложиться рыночная цена на электроэнергию. А конкурентная среда, которая создавалась вместе с энергорынком, должна была снижать эту рыночную цену продукции до тех пор, пока потребители не завизжат от восторга.

Однако через некоторое время после того, как энергорынок заработал, некоторые операторы энергорынка стали возлюбленными «священными коровами» родины. Остальные не то, чтобы автоматически превратились в нелюбимых пасынков, но начали испытывать определенные неудобства. Правительство просто-напросто поставило во главу угла развитие атомной энергетики, таким образом, значительно усложняя жизнь тепловым генерирующим компаниям. НАК «Энергоатом» была поставлена в привилегированное положение, получив статус независимого поставщика. Фактически атомная электроэнергия, которая и без того значительно дешевле тепловой, отпускалась потребителям по ценам, которые были заметно ниже сложившихся в энергорынке. Но этого правительству показалось мало, и наиболее ликвидные промышленные потребители Украины административным решением были «закреплены» за «Энергоатомом». Объяснялось все это довольно просто — для того, чтобы закупать в России ядерное топливо для АЭС, нужны деньги. Тепловые энергокомпании теряли потребителей, в результате «вымывались» и без того отсутствовавшие оборотные средства, оборудование старело, реконструкции не проводились, усиливалась зависимость от финансово-промышленных групп.

Потребители, перманентно сталкивающиеся с «веерными» отключениями электроэнергии, чувствовали, что в энергетике что- то не так. Еще более «не так» все стало после того, как некоторые облэнерго были приватизированы. Потребители этих регионов воспринимали предыдущие «веерные» отключения уже как благо, поскольку отключать их начали гораздо чаще и на более длительные промежутки времени. Костлявая рука рынка схватила за горло уже не только генерирующие, но и поставляющие компании. Впрочем, эта некрасивая рука принадлежала не столько рынку, сколько олигархам, контролирующим разные сферы энергетического комплекса. В 1998 году стало совершенно понятно, что «курс энергетических реформ» оказался, мягко говоря, ошибочным. В 1999 году государство смогло удержать энергосистему на плаву с огромным трудом. Потому что именно в 1999 даже откровенно протекционистская политика по отношению к атомной энергетике не позволила атомщикам накопить к зиме достаточное количество топлива. А ТЭС за время «благоденствия» атомщиков пришли в такой упадок, что уже физически не могли обеспечить потребности страны в электроэнергии.

Каким образом правительство планирует готовить энергосистему страны к грядущему осенне-зимнему периоду, совершенно непонятно — введение 100-процентной предоплаты за электроэнергию, отпускаемую с энергорынка, специалисты оценивают негативно, а даже приблизительный подсчет показывает, что для нормальной работы энергетики государству придется где-то изыскать не меньше полутора миллиардов гривен.

А поскольку проблемы, которые требуют неотложного решения, обсуждаются гораздо менее активно, чем изменение правил игры на энергорынке, поневоле приходишь к мысли, что с приходом нового правительства начался очередной этап передела сфер влияния в энергетике. Хотя в нынешней ситуации такой передел будет делом весьма непростым, поскольку региональные и столичные олигархи довольно глубоко «влезли» в контроль над энергокомпаниями.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать