На пульсе общества
Владимир ПАНИОТТО: «После аннексии Крыма еще было время изучить объективные настроения на Донбассе в мае 2014 года, но государство на это не обращало внимания»
Украинцы за последние годы пережили ряд стрессов исторического масштаба. «День» побеседовал с известным украинским социологом, генеральным директором Киевского международного института социологии и профессором кафедры социологии Университета «Киево-Могилянская Академия» Владимиром Паниотто о настроениях в обществе и о том, интересуется ливласть этими настроениями.
- Прошло три года с того момента, как Майдан стал де-факто кровавым, ведь именно в январе произошли первые убийства. Какие тенденции вы могли бы выделили за эти три года, которые доминируют в обществе, в том числе по отношению к тем событиям?
- Основные тенденции трудно выделить, ведь эти три года действительно были очень насыщены событиями, и, соответственно, оценка их была сложной. Важно отметить, что изменения в сознании украинцев произошли не только после Майдана, но и после аннексии Крыма, и войны на Донбассе. Большинство изменений произошли не в результате Майдана, а именно вследствие агрессии РФ против Украины. Безусловно, первое, что изменилось, - это отношение украинцев к России, причем уже после аннексии Крыма, а не только войны на Донбассе. Доэтогоукраинцы достаточно хорошо относились к России. Так было и в Грузии, хотя украинцы тогда, к сожалению, не сделали выводы.
Еще одна тенденция - это снижение уровня коррупции. Это факт, который, скорее всего, связан именно с Майданом и повышением общественной ответственности и требований к власти. При этом интересным моментом является то, что само общество, наоборот, считает, что уровень коррупции увеличился. Мы полагаем, что это связано с большей свободой СМИ. До Майдана о коррупции во власти могли сказать только несколько каналов. Все остальные фактически не критиковали власть. Сейчас освещение проблемы коррупции возросло, поэтому создается информационный эффект того, что коррупция растет.
- Как изменилось отношение общества к власти?
- Наименьшим доверием пользовался Янукович - минус 80%. У всех остальных в среднем минус 40%. Причем у всех президентов рейтинг падает в конце каденции. Сейчас наибольший уровень недоверия у населения к Верховной Раде, потом кКабмину. Немного лучше ситуация у Президента, но ненамного. Важно отметить, что увеличилось доверие народа к армии и волонтерам. Проблема волонтерского движения заключается в том, что люди не могут так долго заниматься этой деятельностью, и мы сейчас изучаем вопрос «выгорания» этого полезного движения. Церковь, как всегда, находится на первом месте по уровню доверия.
- С какими проблемами столкнулись социологи во время войны?
- Мы не можем исследовать Крым и оккупированную часть Донбасса. Это не дает возможности сделать полноценную тенденциозную оценку изменений отношения населения, например, к ЕС, НАТО или России. Тем не менее украинцы в основном настроены на европейскую ориентацию. Поддержка независимости Украины выросла существенно. Кстати, на оккупированных территориях до войны поддержка РФ падала. Это было связано с тем, что появлялось новое поколение, которое родилось в независимой Украине. Поэтому мнение о том, что на тех землях население было в основном пророссийским, является неверным и навеяно российской пропагандой.
- Насколько у самой власти есть спрос на объективные социологические исследования?
- Очень большой проблемой было то, что государство никаких исследований не проводило на Донбассе и в Крыму. Власти словно были неинтересны настроения там. Мы проводили такие исследования на заказ, например, газет. Мы провели более 100 исследований в 2013 году, но все они были связаны с выборами. Вообще, что касается интереса государства к социологическим исследованиям - это просто беда. Казалось, уже после аннексии Крыма еще было время изучить объективные настроения на Донбассе в мае 2014 года, но государство на это не обращало внимания.
Section
День Украины