На Ровенщине — вексельное противостояние на 96 миллионов
Вчера на Ровенщине прошла первая в Украине сессия облсовета «в экзиле» — в Дубно, в 40 километрах от Ровно. У этого события была интересная предыстория. На сессии Ровенского областного совета в последние дни прошлого года, празднично настроенным депутатам предложили проголосовать за выпуск областным финансовым управлением векселя на сумму 96,2 млн. грн., которым должно было быть оплачено медицинское оборудование для областной больницы. Решение приняли без проблем, поскольку часть депутатов, считавших себя оппозиционными к руководству области, после приглашения на руководящие должности аппарата облсовета, свою оппозиционность как-то утратили.
Доброе вроде как дело — закупка импортного оборудования для современнейшей диагностики сердечных заболеваний, почему-то широко не освещали в официальных средствах массовой информации области. И это понятно — сумма в 96 млн. при годовом бюджете области около 360 млн., при общих расходах на здравоохранение и зарплату медикам у 6-9 млн., звучала чересчур громко. Вопросы, понятное дело, прозвучали от независимых СМИ области. На эти вопросы начальник облфинуправления Яков Редько объяснял, что никаких миллионов на самом деле не было. Это средства, которые задолжала областному бюджету Ровенская АЭС, и если бы не был выпущен этот вексель, то они вообще бы для области пропали. Впоследствии в областную больницу поступила первая партия оборудования от фирмы «Акмис», выигравшей в 1999-м тендер на поставку указанной диагностической аппаратуры в Ровно, и на счет которой должны были пойти эти 96 вексельных миллионов.
Все было бы тихо, если бы на одну из весенних сессий облсовета не прибыл из Киева депутат ВР Василий Червоний и не выступил, продемонстрировав плакат с вексельной схемой. Депутат назвал выпуск векселя «аферой», связав контакт с фирмой «Акмис» с массовой поездкой руководителей Ровенщины в Израиль на Рождество, обвинил в махинациях Торговый дом «Ровенщина», указав, что настоящая цена оборудования не 96, а 36 млн. грн. Аргументы депутата на облсовет не повлияли. Руководители Торгового дома «Ровенщина» выступили в прессе с объяснением, что все законно, и что несколько десятков проверок разных органов ничего противоправного в операции с векселем не нашли.
Действительно, все, кто имел в прошлом году дело с векселями, знал, что реальная стоимость областных векселей составляла не более 35% от номинальной. И 96 млн. — не сто тысяч и не миллион. Неплохо зная механизм вексельных расчетов, но не имея к ним доступа, депутат Червоний продолжал «дело 96 миллионов». Целью, похоже, было прежде всего дискредитировать председателя областной госадминистрации Николая Сороку, на которого депутат возлагает ответственность за «вексельную аферу». Председателя областного совета Даниила Корилкевича, с которым Червоний, в отличие от Сороки, неплохо контачит, никто ни в чем не обвиняет, хотя решение о выпуске векселей принимал именно облсовет.
Настойчивые обращения нескольких депутатов Руха (Костенко) к Кабмину в конечном итоге принесли результат. 20 сентября правительственным распоряжением Ровенскому областному совету рекомендовано отменить свое прошлогоднее решение об оплате векселем облфинуправления на 96,2 млн. грн. медоборудования для областной больницы.
Именно вчерашняя сессия областного совета должна была рассмотреть рекомендацию Кабмина. В последний момент президиум облсовета решил перенести сессию из специально оборудованного зала в Ровно в клуб Дубенского сахарного завода в 40 километрах от областного центра. Также президиум предложил провести сессию в закрытом режиме, не допуская прессы. Место проведения «выездной сессии» объясняется тем, что именно на Дубенском сахзаводе был директором нынешний председатель облсовета Корилкевич до своего избрания. Организованные Червонием пикетчики, которые должны были обеспечить соответствующий антураж «вексельной сессии» в Ровно были оперативно загружены вместе с плакатами в автобусы и выехали вслед за депутатами.
Информации о ходе сессии, а также о том, состоялась ли сессия облсовета, выполнили ли депутаты рекомендацию Кабмина об отмене 96-миллионного векселя, часть которого уже проплачена, на время сдачи этого номера в печать не было.