Налоговая «рискует»
Заявлен очередной этап реформированияНалоговая служба решила стать более доступной для населения. Так заявил на пресс-конференции (с эпохальным названием — «Модернизация государственной налоговой службы Украины — путь к европейскому уровню обслуживания налогоплательщиков») заместитель главы ГНАУ Владимир Ревун. По его словам, программа правительства поставила новые цели перед службой. Одна из этих целей — изменить само отношение к налоговой со стороны граждан.
Покаявшись в том, что раньше налоговая служба абсолютно не заботилась о развитии малого и среднего бизнеса и о спокойствии и благосостоянии налогоплательщиков, В. Ревун заявил, что теперь все будет иначе. Основная цель — превратить ГНАУ из чисто фискального инструмента в способ реализации социально- экономической стратегии государства. Работники системы хотят, чтобы граждане почувствовали, что налоговая работает на них, а не они на налоговую.
Реформирование будет идти по нескольким направлениям. Одним из них станет разработка описания всех технологических процессов, которые позволяют налоговой исполнять свои функции сборщиков денег. Все эти процессы потом будут включены в единую концепцию операционной деятельности налоговой службы. По мнению чиновников, единая система позволит сделать нашу налоговую максимально эффективной и избавит ее от основных системных противоречий.
Стремясь стать ближе к народу, налоговая, тем не менее, знает цену своим сотрудникам и нашим согражданам и хочет максимально нейтрализовать «человеческий фактор» во взаимоотношениях «налоговая — плательщики» и минимизировать вмешательство реальных людей в форме в предпринимательскую деятельность. Как разъяснил директор Департамента развития и модернизации ГНАУ Анатолий Козименко, в рамках реформирования вводится рисково-ориентированная система, которая позволит выйти на новый уровень планирования контрольно-проверочной работы уже в 2005 году. Сущность нововведения состоит в том, что будет разработана система налоговых рисков. Предприятия с хорошей налоговой историей будут менее «рискованными», с плохой — окажутся в «зоне риска». То есть к ним придут проверяющие. Для предприятий, которые не стремятся утаить налоги, полагают в налоговой, это будет наилучшим выходом — никто не будет отнимать рабочее время, постоянно проверяя отчетность. Как заметил А. Козименко, ими уже обработано 600 «рисков», которые, в частности, упростят возврат НДС.
Кроме работы над собой, налоговики решили заняться просвещением граждан. Для информирования, разъяснений относительно каждого конкретного случая и сообщений по изменениям в законодательстве будет создан телефонный информационно-справочный центр. Получить информацию оттуда граждане смогут по телефону и через интернет. Консультации будут проводиться круглосуточно и без выходных.
А чтобы граждане задавали поменьше вопросов и могли сами разобраться в происходящем, все декларации будут стандартизованы и подведены под единую базу. Кроме того, что будет проще самим налогоплательщикам, количество затрат на администрирование налогов значительно уменьшиться. Также служба упростит себе жизнь, создав систему мониторинга уплаты налогов, которая обеспечит обмен информацией между подразделениями ГНАУ и другими государственными органами.
Правда, ближе к налогоплательщикам налоговая будет за счет самих граждан. По словам В. Ревуна, реформирование отрасли обойдется в 201 млн. долларов, из которых практически 80 будет взято из закромов Минфина. Остальные деньги предоставит Всемирный банк. Сообщить же в свою очередь о том, как продвигается выполнение плана по сбору налогов, В. Ревун отказался, сославшись на свою некомпетентность в этом вопросе.
Согласно проекту, реформирование отрасли должно закончиться к 2012 году, однако заместитель ее главы надеется на более скорые изменения.
Выпуск газеты №:
№87, (2005)Section
День Украины