Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Нам не в чем каяться?

30 ноября, 00:00

Начался сорокадневный пост, который предшествует Рождеству Христову. Его называют еще Филипповкой — в честь одного из двенадцати учеников Господа апостола Филиппа, день которого отмечается накануне поста. Рождественского поста одновременно придерживаются как православные, так и греко-католики Украины. Обе церкви, Православная и Греко-католическая, на это время приписывают своим верным всячески очищать свои души — регулярно посещать богослужение, исповедоваться в своих грехах, причащаться, начинать и заканчивать дни молитвой, а еще — употреблять только постную пищу.

В нашем обществе, которое только что пережило потемки государственного принудительного атеизма, сущность поста часто сводится к соблюдению чисто внешних предписаний, а некоторые люди отождествляют пост только и исключительно с постной едой. Распространена даже теория, что посты являются «гигиеническими мероприятиями» для «очистки организма от шлаков». Мол, древние люди лучше нас знали, как чередовать различные диеты. Так что питаются многие из наших христиан капустой или той или иной (в зависимости от достатка) рыбой и считают себя поэтому более благочестивыми. А грешниками считают всех тех, кто не так сурово постится, в частности, католиков.

И вот что грустно — грустно и странно. В нашем повседневном общении почти невозможно различить среди безбожников людей верующих, сурово выполняющих Заповеди Божьи и церковные предписания относительно постов. В этих предписаниях, однако, речь идет не только о еде и молитвах, но и о взаимоотношениях с ближними, об искреннем, душевном прощении грехов других людей. Все христиане знают, что впереди Праздник праздников, к которому необходимо как следует подготовить свою душу, между тем, на каждом шагу встречаешь все ту же грубость, беспардонность, беспричинную агрессивность. И каждый добавляет в это безобразие свою долю.

Пост — это традиционное время прощения чужих грехов, время раскаивания в своих собственных грехах. Но как-то так оно получается, что мы не очень склонны к раскаиванию, к признанию своих исторических или новых грехов — ни политики, ни партии (даже те, что связали себя с православием), ни церковные деятели. Зато каждый обвиняет всех вокруг себя — и в пост, и в праздники. Если когда-нибудь мы захотим-таки покаяться друг перед другом, то, по-видимому, не хватит пепла, чтобы посыпать наши грешные головы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать