Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Настоящий контакт

25 апреля, 20:36
ПРЕЗИДЕНТ (ЮЩЕНКО) И КИНЕМАТОГРАФИСТ (ХАЛПАХЧИ): НЕВОЗМОЖНОЕ СБЫВАЕТСЯ / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА / «День»

В минувшее воскресенье начался Первый международный украинский фестиваль документальных фильмов «Контакт». Эта протокольная фраза на самом деле содержит несколько новых моментов. Фестиваль этот действительно первый в стране. И даже более того: как состязательный форум именно неигрового кино, с международным статусом, «Контакт» — вообще первый на территории бывшего СССР. Так уж сложилось — имея одну из лучших в мире школ документального кинематографа, советские (а позже, увы, и украинские) культуртрегеры воспринимали этот самый кинематограф как второстепенный относительно игрового, художественного. В итоге организаторы осеннего кинофестиваля «Молодость» первыми заняли пустовавшую доселе нишу. И сделали это, как представляется, удачно.

Художественный руководитель «Контакта» (а по совместительству и «Молодости») Андрей Халпахчи, открывая вечер, подчеркнул, что сама идея фестиваля принадлежит Ларисе Роднянской. Она создала и полтора десятка лет бессменно руководила документальной студией «Контакт» — потому одноименный фестиваль посвящается ее памяти. А сквозная тема первого фестиваля — мать и сын; кроме всего прочего, Халпахчи обещал после показа фильма открыть «очень приятный сюрприз».

Несомненный авторитет, которым обладала Лариса Роднянская среди кинопрофессионалов, явно ощущается в уровне презентабельности «Контакта». Оба жюри — и международное, и национальное — составили известные сценаристы, режиссеры, теоретики, продюсеры, среди которых можно отметить нашего мастера Сергея Буковского, интереснейшего российского документалиста Виталия Манского, члена Европейской киноакадемии Франсин Брюхер. Очень эффектные фигуры выбраны возглавлять жюри: международным руководит Роман Балаян, а национальным — наша оперная знаменитость, звезда американских и европейских подмостков Владимир Гришко (особенно яркий и неожиданный ход организаторов). Впрочем, Гришко отсутствовал по причине занятости на гастролях, зато состоялся визит Президента страны (но это был не тот сюрприз, о котором было сказано вначале!). Ющенко, как это с ним часто бывает, опоздал почти на час. Зато явился с супругой и занял место в глубине партера, чтобы посмотреть фильм открытия — «Розы для сеньоры Раисы». Пятидесятиминутная картина россиянки Натальи Ивановой рассказывает трагическую и во многом типичную историю — о двух влюбленных, итальянце Марио и украинской девушке из- под Харькова Кате. Свела их Вторая мировая — Марио как военнопленного, Катю как остарбайтера. Встретились они в немецком трудовом лагере в пригороде Берлина, дожили до окончания войны, планировали долгую, счастливую семейную жизнь — но оказались, увы, по разные стороны Берлинской стены. Марио и их сын Стефано — в Италии, Екатерина — сначала в лагере в Коми АССР, потом, после реабилитации, — в родном селе Петровское на Харьковщине. И лишь благодаря исключительному везению уже взрослого Стефано, привлекшему внимание к своему плакату Раисы Горбачевой, семья — спустя 43 года — воссоединилась. И живут они нынче в Салерно в любви и радости. Фильм сделан очень традиционно, в стиле подобных лент-биографий — закадровый комментарий, врезки общеизвестной хроники, интервью — но очень уж трогательный, что важно, невыдуманный в ней сюжет.

После показа аудиторию ждал обещанный сюрприз. Сначала на сцену поднялся глава государства — очень растроганный, поведал сюжеты из жизни уже своей семьи и семьи Екатерины Чумаченко — его матери удалось избежать принудительной отправки в Германию, а вот матери его супруги — нет. А потом на подмостки Красного зала взошел… один из героев фильма, сын итальянца и украинки, Стефано. Момент был, действительно, очень неожиданный и волнующий. Ющенко передал сыну Екатерины Ханиной награду для нее — медаль к 60-летию Победы над фашизмом. Пафос момента был неподдельный. Особенно когда, думается, многие в зале попытались себе представить кого-нибудь из предыдущего руководства страны, кто бы вот так, просто, без галстука и батальона охраны, посетил фестиваль даже не документального, а вообще хоть какого-нибудь кино…

Так что «Контакт» пока что полностью оправдывает свое название. Состоится ли он в полной мере — станет ясно после пяти дней кинопоказов и дискуссий.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать