Не уходите, трухановцы!

По Пешеходному мосту, соединяющему правобережный Киев с живописным островом Трухановым, медленно шли пожилые люди. Это собирались на свою традиционную весеннюю встречу трухановцы. Те, кто родился на острове, жил, бегал в школу и уходил на Великую Отечественную.
После войны трухановцы вернулись на пепелище. В 43-м фашисты сожгли их городок... Жилье они получили в разных районах столицы. Но ох, как тянуло всех на родную землю. Эдуард Марьянович Бравер, который во время войны летал на скромном «разведчике» По-2 (помните самолеты из фильма «В бой идут одни «старики»?), вспоминает:
— На остров я приходил частенько. И частенько встречал там своих. Но ведь не только чувство отчего дома томило душу. Мы поняли, что уже не можем друг без друга. Ведь в каждом из нас живет частичка одной общей памяти — о Трухановом острове и о его людях. И о тех, кто остался, и о тех, кого забрала война.
Так родилось уникальное землячество «Труханов остров». Его активисты позаботились об увековечении истории острова. На зеленой лужайке справа от центральной аллеи появился небольшой мемориальный комплекс: фигура солдата возле обуглившейся лодки, памятная доска на гранитной глыбе. Общими усилиями трухановцы пишут книгу воспоминаний. Председатель правления землячества Евгений Тамаров многое сделал для того, чтобы никто не был забыт, чтобы все погибшие во время войны были занесены в Книгу памяти.
Они держатся. Держатся, несмотря на все трудности жизни и обиды (55 лет назад, когда они завоевали Победу, разве думали, что ТАК будут доживать?). Держатся, потому что два раза в году — в мае и в сентябре их ждет радость встречи со своей юностью, с земляками — трухановцами. Но, к сожалению, кого-то они с каждым годом теряют. На нынешнюю встречу Оксана Аркадьевна Грудзинская, воспитавшая не одно поколение художников-керамистов, пришла без мужа, а Тарас Григорьевич Шарай без старшего брата — Леонида Григорьевича недавно не стало. Когда мне сообщили об этом, я испытала горечь и вину. Сколько раз обещала заглянуть в мастерскую этого художника-монументалиста, славного, молодого душой человека. Не успела. Тщетно пыталась вспомнить чьи-то поэтические строки — хотя, впрочем, разве и без поэта непонятно, что встречи со стариками надолго откладывать нельзя...