(Не)люксовый виртуальный мир
Современные технологии по-новому маркируют общество на бедных и богатых. Почему?Репортер New York Times Нелли Боулерз в одной из последних колонок написала компрометирующий тезис, что потребление цифровых услуг — это признак бедности. Если врач консультирует вас по телефону, а не в больнице, значит — вы бедный. Если покупаете товары в онлайн-магазине, а не в роскошном торговом центре, вы тоже бедный. Если же обедаете с друзьями в кафе и наслаждаетесь живым общением — вы богатый.
Статью нью-йоркского репортера живо обсуждает весь мир. Ведь сейчас мы находимся на этапе переосмысления традиционных смыслов. С точки зрения Нелли Боулерз, сейчас формируется новая элита. К ней относятся не те люди, у кого на счетах миллионы долларов и смартфон в кармане, а те, кто отказался от потребления услуг онлайн и предпочел престижное существование в формате офлайн. Действительно диджитализация создает новые социальные маркеры, об этом «День» расспросил профессора кафедры теоретической и практической психологии Института права и психологии Национального университета «Львовская политехника» Елену ЛЕЩИНСКУЮ.
«ВСЛЕДСТВИЕ ЕСТЕСТВЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА МЫ ОСОЗНАЛИ ЦЕННОСТЬ ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ»
— Елена Альбертовна, как бы вы охарактеризовали изменения в общении людей, в контактировании вследствие развития технологий, которые дают возможность дистанционного общения? Это — зависимость, необходимость или и то, и другое?
— Технологии созданы изобретателями и учеными для того, чтобы улучшить жизнь человечеству, и мы сегодня должны быть им за это благодарны. Очевидно, что технологии дистанционного общения открыли людям грандиозные возможности. Например, они полезны тем людям, которые по тем или иным причинам переживают разлуку с близкими.
Можно ли говорить о зависимости? Тот, кто не способен отделить главное от второстепенного, всегда найдет способ бесполезно потратить свою жизненную энергию на пустые разговоры и бесконечный просмотр ленты в «Фейсбуке». Кстати, еще совсем недавно любимой забавой такой категории людей было переключение каналов спутникового телевидения с надеждой увидеть что-то интересное для себя, но неспособность сосредоточиться на чем-то конкретном. Однако разные люди имеют разные представления о своей жизни и по-разному тратят свои жизненные ресурсы. Для тех людей, которые знают, чего они хотят, современные коммуникативные технологии только на пользу.
— Изменилась ли ценность живого общения вследствие карантина также и вообще — с развитием онлайн-возможностей?
— Поскольку мы все стали участниками естественного эксперимента, в процессе которого были лишены живого человеческого общения в той мере, в которой мы к нему привыкли, у нас появилась возможность оценить и осознать всю ценность общения с людьми. Поэтому не думаю, что ценность живого общения уменьшилась с развитием онлайн-возможностей. Однако у нас появилась возможность немного экономить свой эмоциональный ресурс, выбирая, с кем нам важно встретиться офлайн, с кем поговорить онлайн, а с кем перекинуться парой слов в мессенджере.
«ПРИМЫСЛЕНИЕ СЕБЯ К КОГОРТЕ БОГАТЫХ НЕ ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА МАТЕРИАЛЬНО ОБЕСПЕЧЕННЕЕ»
— Существует мнение, что онлайн-сервисы — это для бедных, а офлайн — для богатых. Мол, богатые могут себе позволить роскошь живого общения, отвлечься от потока информации, не отвечать на сообщения и т. д., а бедные люди зависимы от интернета?
— И я видела статьи, в которых обосновывается названная вами причинно-следственная связь. Такие тексты напоминают мне популярные советы из попсовых книжечек а-ля по психологии. Вроде того, что «если хочешь стать богатым, то веди себя, как богатый уже сейчас, и ты притянешь в свою жизнь деньги», или «хочешь быть счастливым — будь им». Распространение таких идей направлено на то, чтобы читатели пытались примыслить себя к когорте богатых. Апологеты экономики потребительства красиво и отчасти убедительно агитируют людей за увеличение расходов. Однако это не делает человека материально обеспеченнее, а наоборот — приводит к большей экономической зависимости.
На самом же деле люди, обладающие существенным материальным ресурсом, обычно имеют определенные психологические качества, среди которых умение ценить себя, свою жизнь, свое время, а также у них есть больший выбор для удовлетворения своих потребностей. Еще они вынуждены прилагать много усилий для того, чтобы поддерживать и улучшать свой материальный статус. Так, они много работают, как бы странно это ни звучало для нашего постсоветского человека, поэтому точно предпочитают платить за различные услуги адекватную цену, не больше и не меньше, независимо от того, онлайн или офлайн. Интернет-услуги дают возможность немного сэкономить тем людям, которые начинают свое дело, у которых нет первоначального капитала, которые, в конце концов, имеют небольшой бюджет, но справляются сами и со своими семьями даже без большого материального статуса.
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
«ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА НУЖНА СВОЯ МОДЕЛЬ СОЦИУМА»
— Могут ли онлайн-услуги заменить услуги офлайн, например, в обучении, в частности, в школах, в разном консультировании? В каких сферах можно перейти в онлайн, а в каких — никогда?
— Онлайн-услуги имеют много удобств и преимуществ как для исполнителя, так и для потребителя. Прежде всего, это возможность связи с интересным тебе специалистом из любой точки мира. Об удобстве предоставления услуг в онлайн-форме свидетельствует и тот факт, что задолго до карантина в цивилизованных странах начал активно развиваться фриланс. Говоря об обучении взрослых людей, которые знают, какие знания им нужны и для чего, можно сделать вывод, что дистанционное образование вполне оправдано. То же самое можно сказать и о различных формах консалтинга.
Со школьным обучением все выглядит иначе. В школьном возрасте у человека, кроме познавательных процессов, происходит активное развитие личности, эмоциональной сферы и волевого регулирования. А для этого нужно все, что в большей или меньшей степени существует в наличии в наших школах, как бы мы их не критиковали. То есть для нормального развития каждому ребенку нужна своя маленькая модель социума, в которой бы он мог экспериментировать с практиками социального взаимодействия. Вторым важным аспектом является формирование мотивации к обучению и волевой регуляции. Дистанционная форма обучения не может обеспечить всего вышеперечисленного. Детям важно быть рядом со сверстниками, видеть, как они ведут себя, чувствовать их эмоциональные реакции на все, что происходит. Им также необходимо видеть своего учителя. Инструментом формирования мотивации детей к обучению является специальная атмосфера, которую создает учитель в школьном классе. Однако дистанционное обучение отнимает у учителя этот инструмент.
Новостная лента сегодня пестрит сообщениями о том, что дети устали от дистанционного обучения, потеряли мотивацию, не хотят учиться, родители тоже устали. И на это есть объективные причины. Поэтому школьное обучение должно быть традиционным с элементами онлайн для разнообразия. Зато во время эпидемии современные технологии пригодились нам всем.
«БОРЬБА ЗА СВОБОДУ ЯВЛЯЕТСЯ НЕОТЪЕМЛЕМЫМ АТРИБУТОМ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
— Сегодня нередко можно встретить сравнение карантина и изоляции людей с сюжетами фантастов, когда власть над людьми берут технологии. Как вы считаете, возможно ли это в принципе — контролировать массы людей благодаря технологиям? Или это уже частично происходит? Если да, то насколько это безопасно для личности человека и что будет вообще с нашей свободой?
— Часть фантастических произведений написана людьми мотивированными, дабы предупредить человечество об опасности, которая его ждет в случае потакания своим слабостям. Апофеозом таких оговорок для меня стала фраза К. Г. Юнга, что «мы намного лучше защищены от неурожаев, наводнений, эпидемий, чем от нашей собственной духовной неполноценности, из-за которой, увы, не способны должным образом сопротивляться психическим эпидемиям». Хочет ли современное человечество прислушаться к этим предостережениям?
Другие фантастические произведения написаны как коммерческий продукт, главной целью авторов которых является получение прибыли. Именно такого рода произведения становятся сценариями фильмов конкретных жанров: фильмы ужасов, антиутопии, триллеры. Их создают для обслуживания примитивных эмоциональных потребностей. Но вместе с этим работает еще одна психологическая закономерность: человечество понемногу привыкает к мысли, что так может быть, подсознательно соглашается с «неотвратимым», чем приближает его реализацию.
А в реальности процесс порабощения человека и борьба за свободу является неотъемлемым атрибутом существования человечества. В головах особо «великих» правителей идея завоевания целого мира на протяжении истории человечества возникала регулярно, однако ее реализация всегда терпела фиаско. Думаю, что и применения технологий ничего не изменит в обозначенной тенденции.
«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НАДО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И БЛАГОСОСТОЯНИЯ»
— Понятно, что человечество изменилось. Но как найти баланс между необходимостью пользоваться интернетом, гаджетами, онлайн-услугами и живым общением, внутренней свободой?
— Взрослым хотелось бы пожелать успешно использовать современные технологии для своего личностного развития и благосостояния, а также научиться не давать шанса другим людям использовать себя с помощью технологий. Что же касается родителей, то здесь хочется звонить во все колокола. Для них стало очень привычным подсунуть дома ребенку какой-нибудь гаджет для того, чтобы освободить время для себя, а на прогулках с детьми постоянно разговаривать по телефону. Складывается такая ситуация, что дети без ограничений потребляют контент неопределенного содержания, потребность ребенка в живом общении с родителями не удовлетворяется. У ребенка хаотичным способом формируется мировоззрение, моральная сфера, ценности, идентичность. Почему именно так? Аргументы выписывать долго. Приведу ассоциацию, которая пришла из прошлого. Одна мама первоклассника была очень возмущена, что сына не взяли учиться в обычную школу, а отправили в вспомогательную: мол, задержка психического развития. На это соседка сказала: пусть поблагодарит сама себя. И напомнила, как та мама хвасталась, что успевает все сделать по хозяйству, несмотря на то, что у нее ребенок, та как знает один секрет. Добавь ребенку в чай немного макового отвара — и он будет спать целый день. Поэтому незнание закономерностей реальности не освобождает нас от последствий. А еще советую посмотреть американский фильм «Мужчины, женщины, дети...», в котором в художественной форме показана проблема взаимодействия с современными технологиями.
Выпуск газеты №:
№98, (2020)Section
День Украины