Новая Конституция или изменение старой?
Президентом 29 мая был подписан Указ «О создании комиссии по подготовке изменений в Конституцию Украины и других законопроектов, которые вытекают из решений всеукраинского референдума по народной инициативе». Об этом сообщил «Дню» заместитель главы президентской администрации Леонид Пидпалов. По его словам, эта комиссия будет заниматься третьим и четвертым вопросами референдума, в которых речь шла об уменьшении количества депутатов и двухпалатном парламенте. «Понятно, что автоматически или механически количество депутатов не может быть уменьшено до 300. Это может произойти только в соответствии с новым законом о выборах народных депутатов и, безусловно, существенные изменения должны быть внесены в Конституцию Украины в связи с формированием двухпалатного парламента и сокращением числа депутатов», — отметил Л.Пидпалов.
Леонид Пидпалов в свое время был в составе Конституционной комиссии, которая готовила Основной закон в 1994—1996 годах, входил в рабочую группу по ее доработке и, согласно нынешнему указу, вошел и в эту комиссию. По его словам, в комиссию будут входить представители как с президентской и парламентской сторон, так и от партий, судебной системы, правоохранительных органов, общественных организаций, ученые. «Президент, как и говорил ранее, создал комиссию, в которой представлены практически все части украинского общества — и это принципиальный момент, отличный от того, как это кто-то хотел бы сделать», — сказал Л.Пидпалов.
Согласно указу, соответствующие законопроекты должны быть подготовлены комиссией до конца 2000 года. Политолог Николай Томенко считает, что для имплементации результатов может понадобиться проведение еще одного референдума. В понедельник на пресс- конференции он отметил, что для внесения изменений в Основной закон необходимо создать Конституционную комиссию. По мнению политолога, оба законопроекта, находящиеся на экспертизе в КС, не являются совершенными и отвечающими общественным запросам. Недостаток проекта Президента он видит в том, что «юристы и команда решили не объяснять логики подачи изменений в Конституцию. Из проекта Президента не понятно, что такое парламентское большинство, каким способом ограничивается депутатская неприкосновенность и как вводится система введения двухпалатного парламента». Вариант же группы народных депутатов он считает «вариантом новой Конституции Украины, которая предусматривает парламентско-президентскую форму правления». Недостаток депутатского проекта политолог видит в его соотношении с результатами референдума, которым он противоречит. Кроме того, этот проект «фактически делает законной парламентскую модель госуправления».
Народный депутат Владимир Филенко также считает, что необходимых для внесения изменений в Конституцию 300 голосов не наберет ни один из этих проектов. По его словам, на сегодняшний день «насмерть за президентский проект в ВР стоят 174 депутата и почти столько же — за вариант народных депутатов, другие не определились». Поэтому В.Филенко допускает, что наиболее вероятным путем имплементации результатов референдума может быть «вариант силового давления».
В целом, развязка конфликта разных подходов внесения изменений в Основной закон сейчас выглядит довольно туманно, и ни один политолог пока не может спрогнозировать окончательно, каким путем пойдет Президент и парламент и когда же будут внесены изменения. Ясно только одно: создаваемая Президентом комиссия будет усердно работать до нового года. Но это еще не означает, что к этому сроку могут быть приняты парламентом наработанные ее проекты. И если вспомнить, что Конституционной комиссии понадобилось два года для подготовки Основного закона, то не исключено, что вновь создаваемой понадобится длительный срок для внесения изменений.