Перейти к основному содержанию

Об истории потерь и спасений Холмской иконы Богоматери

В Луцке представят важную монографию
06 августа, 19:03
ОКСАНА РЕМЕНЯКА / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

«Nigra sed Formosa: Занурена в печаль, проте прекрасна... Слідам мандрів Ікони Богородиці Холмської» — так называется монография искусствоведа Оксаны Ременяки, которая долгое время жила в Луцке, а сейчас работает заведующей отделом искусства новейших технологий Института проблем современного искусства Национальной академии искусств Украины. К истории спасения Холмской иконы Богоматери, которая сейчас выставлена в экспозиции Музея волынской иконы в Луцке, она имеет непосредственное отношение в том плане, что в 2000 году вместе с художником-реставратором Холмской иконы Анатолием Квасюком и искусствоведом Еленой Романюк (которая помогала в реставрации) готовила экспертную справку об идентичности и состоянии сохранения иконы. Уже после этого экспертного вывода из Киева по приглашению Волынской облгосадминистрации прибыла группа специалистов во главе с известным искусствоведом Людмилой Миляевой, которая после многочисленных исследований подтвердила идентичность иконы. С тех пор бесценной жемчужиной собрания музея является Холмская Чудотворная икона Божьей Матери, уникальный памятник византийского искусства ХI-ХII веков, одна из новейших христианских святынь.

История потерь и спасений Холмской иконы на самом деле очень интересная, в чем-то даже детективная. Каждая эпоха оставила на ней свой след. С нее сдирали ризы, ее крепили на древко, чтобы вынести на поле боя, ее разбирали на отдельные доски, чтобы спасти от обезумевших безбожников, в итоге зарисовали первонаальную живопись, которую пришлось восстанавливать Анатолию Квасюку. Последние полвека после Второй мировой войны икону хранила семья холмского священника Гавриила Коробчука, в итоге она оказалась у его дочери Надежды Горлицкой в Луцке. Все эти перипетии чрезвычайно интересно описаны в монографии Оксаны Ременяки. Заведующая Музеем волынской иконы Татьяна Елисеева говорит, что автор обработала большой архивный пласт, в монографии есть факты, полученные в столичных архивах и не только. Это документально-хронологическое исследование основывается на источниках XVII-XVIII веков, архивных документах и публикациях межвоенной прессы.

Интересен, на мой взгляд, один штрих. Известно, что существует копия чудотворного образа Богородицы из Холма, очевидно, не одна, но одна находится в каком-то из храмов в Санкт-Петербурге, где ее представляют как... оригинал и называют «своей». Поэтому такие труды, как «Nigra sed Formosa: Занурена в печаль, проте прекрасна... Слідами мандрів Ікони Богородиці Холмської» Оксаны Ременяки очень важны именно для познания истинной истории. Презентация состоится в четверг в Музее волынской иконы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать