Общение на уровне казацких сердец
Как Львов принимал Кубанский хор
...Львовский оперный пел «Многая лета» Виктору Захарченко. И он не мог сдержать слез. После долгого и сложного концерта, после (чего греха таить) стольких переживаний по поводу — как их Львов «москалей» примет, он немного расслабился. Хотя не первый раз в городе, но каждый раз словно доказывает, что имеет право петь в этом золоченом зале «для братьев своих». Что корни свои не перерубил, что духовно близок. Впрочем, он и так уже много сделал, что доказывать ни кому-то, ни самому себе даже, не обязан. Академик по званию и казак по рождению он 33 года руководит Кубанским казачьим хором, этим огромным механизмом, где каждый — талант и индивидуальность. Не просто нелегкое это дело, прямо скажем — многотрудное. Столько песен записать по станицам, столько музыки сложить для прекрасных, ставших уже классикой текстов. Вот и теперь он то и дело говаривал: «исполняется впервые», «представляем впервые во Львове». А песни были на стихи Тараса Шевченко, Олены Пчилки и его любимой Леси Украинки. Своих артистов Захарченко наставляет: «Пойте так, словно вы это написали сами...» А зал слушал так, словно каждый сидящий из души своей собственной выплеснул знакомые, читаные — перечитанные, но такие дорогие строки.
Интересно, что публика была не очень то знакомая, примелькавшаяся журналистскому глазу. Не та, что приходит на премьеры заньковчан или оперного. Не было и той «львовской сметанки», что приходит на патриотические мероприятия. (В такие дни знакомо каждое второе лицо). А тут что-то проигнорировала элитарная публика мероприятие или позабыла, какое искусство представляет Кубанский казачий? Из высокого ранга лиц только один Микола Горынь, который всегда отличался тем, что идет туда, куда сердце дорогу подсказывает. В перерыве он признавался: «С песнями Кубани познакомился где- то в 60-х, когда мне попалась в руки книга «Песни казаков Кубани». И для меня было величайшим удивлением, когда я нашел в ней песню «Ще не вмерла Україна». Представляете, во Львове в те годы да такую редкую книгу заполучить! Это было что-то невероятное. И с тех пор, когда я вижу афиши, сообщающие: приезжает хор кубанских казаков, я всегда стараюсь попасть на эти концерты. Согласен с тем, что говорит Захарченко: некое духовное единение, которое будит в человеке лучшие качества возникает на концертах. И возможно, дело тут не только в мастерстве. А в какой-то связи, нитях идущих из далека. Второе, не менее важное — чувствуешь, что территория, которая носит название Украина, на самом деле значительно большая, чем кажется. Она простирается на много дальше и на запад, и на восток... Огромная благодарность и коллективу, и особенно руководителю, который смог пронести сквозь все непростые года, любовь и заинтересованность к украинской песне, к кубанской песне. Даже сложно отличить сегодня, насколько она кубанская, насколько украинская? Я просто восторгаюсь хором. И несмотря на количество лет, концертов, которые я просмотрел и прослушал, это восхищение не проходит».
Практически чествовали Захарченко во Львове, что называется, — на уровне народной дипломатии. (Что подчас много лучше стандартов официоза.) Просто, без лишнего пафоса к первому ряду вышли художник Иван Крислач и подарил портрет Тараса Шевченко своей работы, и поэтесса Мария Чумарна, которая прочитала свои стихи-посвященье, а потом сказала: «А теперь многая лита Виктору Захарченко!» И зал запел!
А вот казаки, причем не только львовские — со всего региона, (только на Львовщине 20 казаческих организаций) отдавали дань уважения хору в должной мере. Все два дня сопровождали его и старались, чем могли, помочь. Молодые артисты, которые во Львове первый раз выступали, не могли сдержать своих эмоций: «Нормальные люди тут живут. А нас пугали... И город удивительно красивый, мы бы еще приехали, чтоб лучше все разглядеть и насладиться!»
Тарас Коляндрук, секретарь координационной рады козацтв Львовщины, руководитель дирекции фильмопроизводства Львовской теле-радиокомпании мечтает снять о Захарченко свой фильм.
— Я ходил за ним два дня, как привязанный, потому, что действительно редко встречал таких духовных людей. Он делает для взаимопонимания наших народов больше, чем Рада, и чем Дума, которые только ссорят и разъединяют. А он объединяет! Вот ведь что показательно — с двух сторон политические лагеря разжигают огонь неприязни, а он гасит! А как он говорит на украинском, да часом лучше, чем некоторые депутаты Верховной Рады! — рассказывает он.
Пение хора то страстная молитва, то нечто сродни неудержимой кавалерийской атаке! От пестрой вереницы подлинных исторических костюмов — порядка 840 за один концерт — и таких атрибутов, как пики, шашки, кинжалы и т.д. захватывает дух у самых искушенных зрителей. И все-таки главное не в зрелищности, а в том, о чем часто повторяет Виктор Гаврилович: «Если у любого народа отнять веру, язык, традиционную культуру во всех ее видах и жанрах, отнять классическую литературу, музыку, живопись, отнять национальное и историческое самосознание, — то такой народ превращается в принципиально другое качественное образование. Это уже не народ, а обезличенное народонаселение, потому что всякая нация основывается на тех духовных скрепах, носителем которых является искусство, язык и народное творчество.
А если люди забывают об этом, они превращаются в Иванов, не помнящих родства, или — более грубое выражение — в настоящее быдло, не помнящее своей истории, культуры, языка и не знающее цели и смысла своего личного существования. Человек, утративший все признаки нации, этноса, духовной общности, отпадает от своего народа, как сухой лист, живет сам по себе, удовлетворяя только свои личные потребности. Понятия высоких духовных потребностей — общенародных, национальных — у него попросту и быть не может...»
Все это пестует, утверждает Кубанский казачий хор, которому скоро исполнится 200 лет. И очень неловко было, когда Захарченко во Львовском оперном спросил: отчего на Украине не вышло и нотной строчки из числа песен, написанных на слова украинских классиков, из того, что поет хор на украинском в Аргентине и Германии, Канаде и Греции, и конечно, в России?
А действительно, отчего? Но нет сомнения, что Захарченко найдет средства и возможности издать все это и привести на Украину. Он это пообещал. Значит исполнит. Что ж, будем ждать такого дорогого подарка из-за границы, если самим недосуг...
Выпуск газеты №:
№68, (2008)Section
День Украины