Одобрено цензурой

В воскресенье в киевском театре «Актер» состоялась премьера спектакля «Академия смеха».
Автором пьесы является современный японский писатель Коки Митани. Она рассказывает об истории, которая могла произойти не только в Стране восходящего солнца, но и в любом авторитарном государстве, и возвращает нас в недавнее прошлое, когда цензор был вершителем судеб многих людей. При этом, занимая столь ответственную должность, госчиновник, давая добро или запрещая ту или иную пьесу, не скрывает, что ни разу не ходил в театр. Да и не нужно это ему. Сможет ли драматург Цубаки (Александр Хорошко) обойти придирки цензора Сакисака (Валентин Шестопалов), каждый раз переписывая и дополняя пьесу, чтобы получить разрешение на постановку? Задача усложняется еще тем, что пьеса — комедия, а у цензора полностью отсутствует чувство юмора. Каждая встреча героев трансформирует знаменитый шекспировский сюжет в пародию на «Ромео и Джульетту» по-японски. А цензор с драматургом разыгрывают спорные места прямо на глазах публики. Комедийный сюжет пьесы — канва, позволяющая показать не только конфликт между творческой личностью и чиновником, но и поговорить на такую непростую тему: какое место цензура оставляет в душе мастера?..
Поставил спектакль Валентин Шестопалов. В этой работе он играет и одну из главных ролей. Причем для своего персонажа не жалеет палитры красок. На стыке комедийности, сарказма, даже трагедийности играет актер. Вообще «Академию смеха» можно назвать спектаклем дебютов. Шестопалов показал свое комедийное актерское «я», Александр Хорошко впервые сыграл главную роль, а Маргарита Бахтина (девушка от театра) впервые вышла на сцену как профессиональная актриса.
После спектакля Валентин Никитович Шестопалов признался: когда они репетировали спектакль, то был момент, что работа застопорилась. Ведь менталитет славян и японцев все таки разный. У насзаложен страх перед чиновником, но если не получается обойти препоны с первой попытки, то пытаемся решить вопросы окольными путями и как-то договориться. У японцев страха нет. Там цензор высказывает пожелания, что нужно изменить, исправить, переделать. Когда поняли эту важную деталь — работа вновь пошла...
— Наша премьера совпала с еще одной датой — 20 лет назад я активно начал выступать не только в государственном театре, но и параллельно ставить свои спектакли, — сказал «Дню» В. Шестопалов. — Все началось с «Игры теней» в театре «Золотые ворота», а потом появилась «Скамейка» (этот спектакль до сих пор в репертуаре театра «Актер», и все 19 лет он проходит с аншлагами). Кстати, вначале «Скамейку» мы играли в кафе «Теремок», и спектакли начинались после закрытия кафе в 21.30 (ныне там шикарный японский ресторан). Наш театр «Актер» открылся на 50 летие Шевченковского района, и до сих пор муниципальные власти нас опекают. Сегодня перед началом спектакля зрители получили прекрасные программки, а ведь первые программки писались от руки и все держалось на энтузиазме. Свою деятельность мы начинали при обществе «Знание», но очень скоро стали популярными...
Актер — самая зависимая профессия. Например, мой партнер по спектаклю «Академия смеха» Хорошко — прекрасный артист (работает в Русской драме. — Т. П. ), лет 15 выступает на сцене — и только сейчас в нашем театре сыграл главную роль. У Маргариты Бахтиной тоже дебют. Она нам с Александром помогает (хотя ее роль маленькая и без слов), но начало положено... Вы знаете, актеру нужно побольше играть. Я вспоминаю, как за десять лет (1974—1984 гг.) работы в Театре им. Леси Украинки сыграл одну среднюю роль, и то случайно, а в основном выходил в массовке. И не потому, что ко мне плохо относились в театре. В ту пору распределяли роли: худрук, директор и парторг. Если ты не примыкал к одной их этих фигур, то ничего не получал. Я не умел приспосабливаться, вот и искал применение своим силам на стороне.
Сегодня в репертуаре театра «Актер» девять спектаклей. Я благодарен судьбе, что удается находить такие пьесы, которые подходят для постановок на камерной сцене. В основе всех наших спектаклей лежит сильный драматический материал. Пьесу Коки Митани я нашел случайно, но судя по тому, как зрители приняли «Академию смеха», понял, что спектакль пополнит нашу афишу. В этой постановке я играю в жанре драматического скетча. Интересно было себя попробовать и с этой стороны. Все наши спектакли — актерские. Ведь у нас нет массовки, сложных декораций. Только за счет мастерства актерской игры спектакль получается или не получается. Наша профессия — практическая. Не надо рассказывать, как ты когда-нибудь гениально сыграешь Гамлета, а нужно много играть и чем больше ты практикуешься на сцене — тем лучше.
В театре «Актер» спектакли идут долго, но так как мы, актеры, внутренне меняемся, то поэтому каждый раз спектакль получается не похожим на предыдущие, он усовершенствуется. Причем подсказки часто дает зритель, реагируя на то, что видит и слышит на сцене. Драматический актер всегда должен быть живым на сцене, т. е. содержание должно превалировать над формой. А цензура, на мой взгляд, должна быть у каждого актера в душе. Это наша совесть.
Выпуск газеты №:
№230, (2005)Section
День Украины