Остановить «мостопад»
В Украине стартует пятилетняя программа спасения мостовых переходовПочти три с половиной тысячи мостов по всей стране признаны нетрудоспособными или ограниченно трудоспособными. Они нуждаются в ремонте, ведь имеют как минимум значительные коррозии или трещины, а то и вообще полуразрушенные опоры или дыры прямо посреди дорожного полотна.
Всего в Украине более 16 000 мостов. Регулярное или необходимое обследование проходят примерно 35% конструкций. По статистике Государственной службы по чрезвычайным ситуациям, ежемесячно обрушивается один мост. Если разрушаются крупные сооружения регионального или общегосударственного значения, например Шулявский мост в столице, ситуацию активно освещают в средствах массовой информации. Но если это небольшие сельские переправы, об их обвале обычно неизвестно широкой общественности. Однако за последний месяц стало известно о трех катастрофах на мостах.
Так, 20 мая прямо во время пресс— конференции Президента Владимира Зеленского обвалилась одна из секций моста в селе Алексеевка, что на Днепропетровщине. В этот момент по мосту проезжала фура, которая повисла на обрушевшемся краю, а ее задняя часть оказалась в воде.
7 июня — обвал моста близ Николаева. Об этом сообщили в группе «Водители АТБ Украины» в сети Facebook. По небольшому мосту двигался грузовик с прицепом, и после обвала он частично съехал в реку.
8 июня обрушился мост близ Зборова на Тернопольщине. Как сообщили в местной полиции, по переправе проезжал грузовик с восемью тоннами песка. К счастью, машина зацепилась передними колесами за край моста и в реку не упала, а водителю удалось выбраться из кабины невредимым.
ОТСЛУЖИВШИЕ СВОЕ
В столице ситуация с мостами тоже оставляет желать лучшего. Еще 2019 эксперты Института стальных конструкций имени Шимановского признали критическим состояние моста Патона. А это — одна из главных транспортных артерий, соединяющих левый и правый берега. Сейчас мост ждет масштабная реконструкция, но точные ее сроки пока не определены. По результатам обследований, значительные повреждения имеют также мост Метро и Южный мост.
Есть проблемы и с путепроводами. На днях соцсети возмутила новость: ограждение на путепроводе возле метро «Берестейская» вместо ремонта скрепляли скобами. В КК «Киевавтодор» успокоили — это лишь временная мера. От постоянных вибраций ограда начала деформироваться, поэтому ее решили усилить, чтобы избежать аварий. Полноценный ремонт пообещали в ближайшее время.
Все элементы мостовой конструкции имеют свой срок службы. К примеру, покрытие проезжей части гарантированно служит семь лет, гидроизоляция — 15 лет, деформационные швы и система отвода воды — по 20 лет. По данным Государственного агентства автомобильных дорог (Укравтодора), 81% мостов в Украине построены до 1980 года. То есть отслужили от 35 до 50 лет, в лучшем случае с «косметическим» ремонтом, в худшем — вообще без ремонта. У таких мостов плохая гидроизоляция, вода постепенно разрушает бетонные конструкции, и в какой-то момент они просто рушатся.
«Несвоевременное выполнение эксплуатационных и ремонтных мероприятий приводит к тому, что мосты или их элементы быстро разрушаются, — объясняет директор Государственного дорожного научно-исследовательского института имени М.П.Шульгина Артем Безуглый. — Есть определенный типичный набор работ в системе эксплуатации мостов, который должен выполняться в любом случае. Из-за недостаточного финансирования этого не происходит. Например, заменяется гидроизоляция, где это нужно, не подкрашиваются элементы, не усиливаются опоры. Соответственно, сокращается срок службы мостов и проблема обостряется».
«ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРОВОДЯТ «ДЛЯ ГАЛОЧКИ»
Для того чтобы понять, в каком состоянии элементы конструкции того или иного моста, сколько они еще прослужат, а что нужно немедленно ремонтировать, мосты надо регулярно обследовать. Особое внимание следует уделять тем конструкциям, которые имеют ограниченно работоспособное состояние, ведь в любой момент они могут стать неработоспособными и рухнуть. К примеру, мост близ Алексеевки на Днепропетровщине в последний раз обследовали в 2017 году. Тогда он и был ограниченно работоспособным. За последние три года его состояние достигло критической точки, из-за чего произошла авария.
«Суть обслуживания и содержания мостов заключается в том, что их балансодержателем ежемесячно или даже еженедельно проводится обследование и мониторинг их состояния, — объясняет председатель ОО» Развитие инфраструктуры» Станислав Гвоздиков. — В Европе на каждом серьезном инженерном объекте существуют маркеры, оборудование, которое дает возможность фиксировать даже незначительные изменения в конструкции, геометрии и состоянии опор. Это электронная система с лазерными технологиями, поэтому любые трещины сразу фиксируются. А у нас что? Мосты стоят. Что с ними происходит? Что происходит с опорами под водой? Никто этого не знает. В лучшем случае мосты обследуют раз в год. Но это обследование проводят «для галочки». По его данным не принимаются меры, чтоб остановить разрушение».
На данный момент на дорогах государственного значения обследовано 71% мостов, на местных — 15%. В целом, картина неутешительная, жалуется директор ГП «ГосДорНИИ» Артем Безуглый:
«Из-за хронического недофинансирования отрасли внимание мостам не уделялы. Финансирование дорожной отрасли было достаточно скудными, а мостам оставалось менее 5% от общего объема. Соответственно, не принимались меры для того, чтобы их обследовать».
По данным, которые приводит Артем Безуглый, на обследование одного моста нужно 30 — 50000 гривен. Если у нас осталось около десяти тысяч необследованных конструкций, то только эта процедура будет стоить минимум 300 000 000 гривен.
«УСТАЛ» ОТ ПЕРЕГРУЗКИ
Обратите внимание, все три случая обвала мостов, о которых мы писали выше, произошли тогда, когда по ним проезжал грузовой транспорт. Это — еще одна важная проблема. По данным Укравтодора, около 64% среди исследованных мостов не отвечают современным стандартам. Старые мостовые конструкции просто не приспособлены к современному транспорту и его грузоподъемности, объясняет Артем Безуглый:
«Безусловно, для нас серьезной проблемой является то, что значительная часть наших мостов была построена еще в 1960 — 1980 годы. На тот момент нагрузки и автомобильный парк были совсем другие. Поэтому сейчас мы имеем типичную проблему: параметры мостов не отвечают современным нагрузкам. Безусловно, чтоб решить эту проблему, необходимо производить усиления мостов там, где это возможно, или заменять мосты новыми».
Для того чтобы мосты не разрушались под действием слишком больших грузов, необходимо ввести контроль грузоподъемности, а к нарушителям применять штрафы.
«Все мостовые переходы должны быть оборудованы весовымы комплексами, — предлагает Станислав Гвоздиков. — Эта относительно недорогая система, 24 часа в сутки, семь дней в неделю мониторит вес транспорта, проезжающий по мосту в режиме реального времени. Это рамка над мостом, сверху которой стоит лазер, радар и еще несколько элементов оборудования, фиксирующего номер автомобиля или вес. Если машина едет с перегрузкой — автоматически выставляется штраф. И объехать эту систему на мосту возможности не будет. К тому же она относительно недорогая. Ее установка стоит 30000 евро. По сравнению со стоимостью строительства нового моста — это копейки».
ЧЕМ ПОМОЖЕТ ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ПРОГРАММА?
Недавно Президент анонсировал национальную программу восстановления мостов. Согласно ей в ближайшие пять лет собираются отремонтировать 1385 мостов. Около сотни из них — за этот год. Окончательный перечень пока согласовывают, но, как сообщили нам в Укравтодоре, на 73 объектах уже начали работы. На следующие пять лет на программу выделил 28,7 миллиарда гривен.
Для того чтоб выяснить, какие мосты требуют первоочередных работ, авторы программы планують обследовать все мостовые конструкции в стране и внести их в единую базу.
«Обследование — это информация о постройке по всем элементам, фотографии, чертежи, информация о дефектах, — объясняет Артем Безуглый, который с коллегами присоединился к разработке Национальной программы. — Самое главное в процессе обследования — экспертная оценка эксплуатационного состояния мостов. Учитывая эти дефекты, эксперт, который проводит обследование, присваивает мосту определенное состояние, от первого до пятого (1 — исправный, 5 — неработоспособен. — Авт.). Результаты обследований заносятся в аналитически-экспертную систему управления мостами, используя эту информацию, мы можем сделать прогнозирование состояния элементов моста и вообще рассчитать деградации, когда мост может прекратить свою эксплуатацию. Простыми словами, мы высчитываем, сколько лет он, учитывая эти дефекты, может еще прослужить. Более того, эта система дает возможность запланировать, какие ремонтные мероприятия нужно провести, какие элементы моста нужно заменить, где и что нужно усилить. Также она дает возможность рассчитать стоимость ремонтных мероприятий».
Пока же одни мосты обследуют и ремонтируют — другие продолжают разрушаться. К сожалению, объектов, требующих ремонта, сейчас слишком много, чтобы их можно было починить одновременно. Станислав Гвоздиков советует органам, имеющим на балансе проблемные мосты, скорее продумать план действий на случай чрезвычайной ситуации.
«Мы должны понимать, что мосты будут падать в ближайшие три-пять лет. За это время нельзя восстановить их все сразу. Поэтому нужно уже сейчас разрабатывать план мероприятий по обеспечению транспортного сообщения в случае чрезвычайной ситуации. Мост рухнул. Что дальше? Должны быть объездные пути, должен существовать план реагирования. Если этот мост на балансе местных органов власти или в службе автодорог области, которая является структурным подразделением Укравтодора, балансодержатель должен знать, куда направлять транспортный поток. А те мосты, которые уже в аварийном состоянии, следует сразу закрыть, чтобы не допустить жертв и разрушения коммуникаций, идущих под мостом. Мост — это не только дорога, но и трубопроводы, линии связи. Следует комплексно подходить к проблеме».
Выпуск газеты №:
№121, (2020)Section
День Украины