От кредита до кредита
Атомщикам «деваться некуда»«Праздничный» выбор нетешинских атомщиков оказался абсолютно безальтернативным. 29 апреля, согласно утвержденному графику, первый и вот уже много лет единственный энергоблок Хмельницкой атомной электростанции (г. Нетешин) был переведен в режим плановых профилактических ремонтных работ (ППР). «Нам деваться некуда», заявил на состоявшейся в тот же день пресс-конференции главный инженер АЭС Виктор Макеев, отметив, что ремонт сотрудники станции должны завершить на протяжении 68 суток.
В чем безвыходность ситуации? Лабиринт проблем, в котором уже не первый год вынуждены «блуждать» хмельницкие энергетики, без преувеличения можно назвать характерной особенностью атомно-энергетической отрасли нашей страны. И дело тут не в плановом ремонте, без которого, как известно, дальнейшая работа любой АЭС просто недопустима. Ненормально другое. На приведение станции в надлежащее состояние из 20-25 миллионов гривен — «минимальное количество средств, ниже которых опускаться не рекомендуется» — государство выделило всего семь.
Недофинансирование государственных предприятий прямо пропорционально размеру трудностей, возникающих у правительства с выполнением бюджета и сбором платежей за использованное электричество? Но ведь только за четыре месяца этого года Хмельницкая АЭС дала государству 2 млрд. 525,6 млн. кВт/ч электроэнергии (160,5 миллионов — в пересчете на гривны). Получила станция только пятьдесят три налогооблагаемых миллиона, часть которых, к тому же, должна пойти на выплату зарплаты персоналу станции. По последним данным, общая задолженность перед АЭС составляет миллиард четыреста миллионов гривен (1,2 млрд. — за поставленную электроэнергию). Станция, в свою очередь, должна около 419 млн. грн. Теоретически общему балансу Хмельницкой, равно как и других атомных электростанций, можно только завидовать. На практике — не совсем. Долги перед станцией, скрытые в бюджетных поступлениях и перераспределениях на рынке генерирующих компаний, напоминают виртуальные. Кредиторы же, наоборот, вполне реальны. К примеру, невыполненные обязательства АЭС перед подрядчиками по предстоящим плановым работам уже составляют 4 млн. грн.
«В действительности положение не столь плачевно», «познавая все в сравнении», старается не терять оптимизма Виктор Макеев. По его словам, в прошлом году товарно-материальное обеспечение станции было еще хуже: «обеспеченность на тот момент, когда мы должны были стать (остановить реактор. — Авт. ), была порядка 7–8%, что не помешало АЭС дать третий показатель продуктивности за пятнадцать лет работы». «В этом году обеспеченность — 33%», а «необходимое для перезагрузки реактора ядерное топливо уже получено», подчеркнул главный инженер. И возложил «большие надежды» на ужесточение правительственных мер по сбору «денежных средств по оплате за выработанную электроэнергию». Следуя данным В. Макеева, в этом году общий индекс отдачи потребителей электричества государству составил 62% (аналогичный прошлогодний показатель — около 48%). «Вице-премьер министр Олег Викторович Дубина поставил четкую задачу — сбор денег за электроэнергию должен быть не меньше 75%. Если запланированное будет осуществлено, то я уверен, что Хмельницкая АЭС рассчитается с долгами», считает В. Макеев.
Однако не будем забегать вперед. Тем более, что разорвать замкнутый на государстве круг проблем энергетической отрасли объективно сложно. Показательны, в этой связи, «ядерные реалии». По словам главного инженера, в текущем году, как и в прошлом, «Энергоатому» оплатили около 38% произведенной электроэнергии. Таким образом, от практически пятнадцатипроцентного увеличения «правительственных сборов» с пользователей электричеством атомщикам, как говорится, ни холодно ни жарко. Где гарантии, что дальнейшие приоритеты будут расставлены не только в пользу угольщиков, нефтяников и газовиков? Вопрос пока остается открытым.
А Хмельницкая, Запорожская, Ровенская и Южноукраинская АЭС, дающие 40-45% всей электроэнергии страны, по-прежнему вынуждены искать спасения в банках. Именно кредитные линии и «выручили» нетешинских энергетиков в прошлом году. «Деньги от банков идут на заработную плату, на подготовку и проведение ремонта и другие нужды, которые связаны с эксплуатацией атомной станции», сказал «Дню» В. Макеев. В этом году ситуация не изменилась. «Приобретение кредитных линий — это вынужденная мера всех атомных станций», – с грустью отметил главный инженер. Между тем, растущая задолженность АЭС перед банками в скором времени может стать еще одной явной проблемой энергетического комплекса. По словам В. Макеева, кредиты в совокупности с процентами представляют собой «огромные суммы», вернуть которые станции смогут только после «улучшения финансирования». Остается надеяться, что попытки правительства вытянуть нашу энергетику за счет еще не окончательно «погрузших» атомных станций не обернется новой волной приватизации «за долги». А рядовым украинским гражданам верить — «приоритетное» и «обязательное», по словам руководителей АЭС, поддержание безопасности на станциях с таким финансированием не приведет к страшным последствиям.
Выпуск газеты №:
№81, (2002)Section
День Украины