Отопительный сезон, жэк, суд...
Киевляне уже давно рассуждают о том, что неплохо было бы начать отопительный сезон. Но нет: «Киевэнерго» заявило, что главный поставщик топлива, «Нефтегаз Украина», ограничил подачу газа из-за задолженности в 18 миллионов гривен.
В департаменте общественных связей «Киевэнерго» корреспондента «Дня» заверили в том, что отопительный сезон начнется, как и положено по закону — когда среднесуточная температура воздуха на протяжении трех дней не превысит +8 градусов по Цельсию. «Проблемы с газом у нас давно, ведь мы не получаем денег за отпущенную тепловую энергию. Но «Киевэнерго» каждый раз находит выход — вплоть до взятия кредитов», — рассказывают в департаменте.
Тепло получат даже злостные неплательщики, вопреки сентябрьскому обещанию «Киевэнерго» снабжать тепловой энергией должников только в случае предоплаты энергоносителей. Впрочем, на прошлой неделе десяти домам все же отключили горячую воду, а еще 20 — сделали предупреждение. В то же время, по словам юриста Павла Орла, такое отключение является нарушением договора о предоставлении услуг, который заключается коммунальными службами с каждым жильцом и может быть нарушен только в случае невыполнения им своих обязательств. Другими словами, отключить горячую воду или отопление можно лишь конкретному должнику, а не всему дому в целом. Что, понятно, невозможно.
В «Киевэнерго» утверждают, что последние отключения являются «акцией», а не политикой, и что они принесли определенную пользу — большинство жильцов, отрезанных от тепла, подписали договор о реструктуризации долгов.
Реструктуризация долгов проводится в соответствии с законом Украины и является не полным списыванием долга, как полагают многие оптимистически настроенные граждане, а постепенным погашением задолженности за услуги на основе договора с тем, кто ее предоставляет. Способ довольно взаимовыгодный —коммунальщики, наконец, получают оплату за свои услуги, а потребителю приходится платить не так уж и много — общая сумма от погашения долгов и текущие платежи не превышают 25% доходов для работающих и 20% — для пенсионеров, а также тех, кто получает какие-либо виды социальной помощи. Правда, потребитель не очень-то спешит идти на подобный договор. В «Киевэнерго» сей факт объясняют «совковым» типом мышления: зачем платить мало, если можно совсем не платить.
Впрочем, существует и вариант «не платить». Доступен он тем жильцам, которые не получали услугу. А это ведь не такая уж редкость — скажем, отсутствием горячей воды летом никого не удивишь. Последнее именуется нарушением «Правил оказания населению услуг по водо-, теплообечпечению и водоотведению». В этих правилах есть подпункт, посвященный показателям предоставления услуг и уменьшению платы за них в случае снижения их качества. Например, там значится, что горячая вода должна поставляться бесперебойно или по заранее составленному горадминистрацией графику, и температура воды, которая называется горячей, должна составлять не менее +50 градусов по Цельсию. Если по истечению 15 минут после того, как вы открыли кран, вода не приобретает предусмотренную температуру, то плата за нее полагается следующая: от +45 до +49 градусов — 90% платы; от +40 до +44 градусов — 70% платы; при температуре воды ниже +40 градусов — плата не вносится вовсе. Перерывы в подаче горячей воды допускаются не более, чем шесть часов и не чаще, чем два раза в месяц. За каждый день нарушения норматива плата уменьшается на 3,3% месячной платы.
Перерывы в отоплении допускаются не более 12 часов в сутки и только один раз в месяц. А за каждый день нарушения норматива оплата опять же уменьшается на 3,3% месячной платы.
Потребителю, который решил бороться за свои права, следует в письменной форме вызвать представителя жэка и подписать акт-претензию потребителя. Если представитель исполнителя услуг не явится на встречу или откажется подписать акт, то бумага считается действительной в том случае, если его подписали три жильца того же дома. Исполнитель услуг должен в течение 50-ти дней решить вопрос о перерасчете размеров платежей или дать потребителю аргументированный отказ. Контроль за выполнением правил возложен на местные управления по защите прав потребителя и заместители глав местных администраций, которые отвечают за жилищно- коммунальную сферу. Последняя инстанция — суд.
Выпуск газеты №:
№179, (2004)Section
День Украины