Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Оттепель в июньскую ночь

19 июня, 00:00

Фестивалю «Открытая ночь» не с руки заниматься юбилейным бахвальством. Возраст — «полукруглые» пять лет — не тот, да и формат не взрослый. Собственно, эта акция поддержки начинающих киевских киношников и не претендовала на поколенческую либо количественную экспансию, довольствуясь изначально выбранной формой: одна летняя ночь, насыщенная фильмами на небольшом экране, стойкая и преданная публика, зябкие триумфы на рассвете. Фактически, со стороны к «Открытой ночи» сложилось отношение как к милому и легкому контрапункту относительно застоя в нашем кино вообще.

Нынешняя «Ночь» поразила именно явным и неожиданно сильным движением к выходу за рамки уже сложившегося стереотипа. Иными словами, фестиваль стал богаче во всех смыслах. По качественному антуражу, торжественности ритуала открытия, смешанному украино-польско-французскому составу жюри и прочим признакам материального довольства было видно, что обеспеченных и влиятельных друзей у «Открытой ночи» явно добавилось. Но, разумеется, в первую очередь разговор идет о содержательном богатстве. Здесь-то и забрезжила надежда.

Нельзя сказать, что во всех номинациях разгорелась равно острая борьба. Так, практически не проявили себя профессиональные аниматоры — их работы явно уступали выдумке и фантазии студентов, стяжавших. в лице Александра Черкасского с его одноминутной мультяшкой «По мотивам произведений Даниила Хармса», вполне заслуженные лавры. Малочисленной, сравнительно с предыдущими годами, была категория параллельного кино. Однако здесь наблюдалось отрадное разноголосье стилей и талантов: импрессионистский этюд «Присутствие», подернутый оттенком арт- безумия «Сон рыбака» и черно-белая история «Птичка прилетела» снискали признание у зрителей, жаждущих как эксперимента, так и простой зрелищности. Первенство вкупе с призом лучшему композитору (Владимир Губа) досталось «Присутствию» Ольги Самолевской — действительно самодостаточному образчику видеоарта, точно и ярко воссоздающему состояние присутствия Иного — идеи, божества, человеческого существа. Впрочем, хлесткий и по-своему затейливый «Сон рыбака» тоже не остался внакладе — сценарист и режиссер фильма Надежда Кошман утешилась призом «За своеобразие художественного решения».

Над неигровым кино по- прежнему (это уже традиция) довлела форма телевизионного очерка, ограничивающегося скорее черноземными элегиями, нежели экранным поиском. Закономерно в этой номинации наградили получасовый телефильм «Из жизни страны под названием Родина», в котором острая тема — Чернобыль — не лишала автора, Викторию Мельникову, дара собственной речи.

Настоящая война как в конкурсе, так, соответственно, и между членами жюри, разгорелась в основной категории — студенческий игровой фильм. Причины понятны: давно уже в сугубо украинском киноконкурсе не появлялось сразу несколько ярких, нешаблонно и талантливо сделанных работ. Причем, что особенно отрадно, все они сняты на Киевском кинофакультете в последние два года. Похоже, что все-таки среди совершенно ледяной безнадежности нашего «кинопроцесса» появляются первые признаки оттепели. «Тир» Тараса Томенко, отмеченный на последнем кинофестивале в Берлине, — простая и страшная история о мальчишке- беспризорнике, нашел достойного конкурента в лице «Чертенка» Елены Урсаки — миниатюрной семейной саги, отличающейся хорошо продуманным сюжетом, классными исполнителями и меткими, живыми характерами героев. «Спящая красавица» Веры Яковенко, равно как и «Мара» Константина Денисюка, представили иную линию, где прерогатива за остроумными, комическими или фантастическими поворотами сюжета при традиционном отношении к киноязыку. Наконец, несколько особняком стояла «Игрушка» Евгения Матвиенко, сочетающая крутую, приправленную юмором фабулу, с нравственной бескомпромиссностью.

По признанию председателя жюри, кинорежиссера и художника Сергея Маслобойщикова, принять окончательное решение было крайне сложно. Фактически ареопаг «Открытой ночи» раскололся на сторонников литературности, хлесткой, подчас на грани анекдота, сюжетности в кино, и на ревнителей органики кадра, более близкой к авторским поискам. Компромисс был найден: в категории игрового кино лучшим фильмом признали «Спящую красавицу», лучшим режиссером — Тараса Томенко («Тир»), а лучшим оператором — Вадима Ревуна («Мара»). «Игрушка» торжествовала в категории «видео» как лучший фильм, сделанный лучшим режиссером (Евгений Матвиенко). Лучшими актерами были названы двое мальчишек — Филя Добрянский («Тир») и Сережа Урсаки («Чертенок»), лучшей исполнительницей — Татьяна Бурла («Чертенок»). Ну, а вершина всех разногласий и самых горячих диспутов — Главный приз фестиваля (названный спецпризом жюри) — кинопленка «Кодак» на 1500 долларов — вполне заслуженно достался Тарасу Томенко.

Полные итоги «Открытой ночи» еще будут подводить и анализировать. Несомненно, важнейший из них — победное послевкусие. Фактически нынешний пятый «Открытый» дубль достаточно точно зафиксировал вхождение в активную жизнь целого сообщества очень непохожих и одаренных режиссеров, актеров и операторов. То есть тех, кто сможет вернуть смысл и славу ныне почти забытому понятию — украинское кино.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать