Перспективы Донузлава в руках депутатов
Вопрос о строительстве на Донузлаве морского порта и перспективах развития Евпаторийско-Донузлавского региона (этой теме была посвящена статья в «Дне» №112, за 12 июля 2006 года «Дилемма Донузлава. Каким путем пойдет развитие полуострова?») будет вынесен на сессию Верховной Рады Крыма, которая и определит его судьбу. 10 августа в Евпатории состоялись депутатские слушания с участием депутатов местных советов Евпатории, Сакского и Черноморского районов, которые обсудили эту проблему. На слушаниях, несмотря на то, представители министерства экономики Крыма и другие специалисты высказывали поддержку проекту и говорили о необходимости всестороннего и комплексного развития этого наиболее отсталого региона Крыма, была принята резолюция, в которой, вопреки нескольким указам Президента Украины, участники дискуссии выступали категорически против строительства порта в курортном регионе и превращения Донузлава в промышленную портовую зону. В специальном обращении к председателю Верховной Рады Крыма местные советы Евпатории, Сакского и Черноморского районов, просят пересмотреть концепцию строительства в целом. Участники общественных слушаний, депутаты, ученые и лидеры общественных организаций, участвовавшие в слушаниях, поддержали выводы и экспертные заключения ученых Крымской академии наук о том, что создание этого комплекса таит угрозу для будущего развития не только северо- западного региона автономии, но и для всего курортного Крыма.
Кроме того, участники слушаний подчеркивали, что при принятии подобных решений необходимо соблюдать нормы Орхусской конвенции, ратифицированной Верховной Радой Украины, которые предполагают участие местных громад в принятии решений, связанных со строительством объектов, оказывающих влияние на окружающую среду. Участники слушаний обратились к депутатам крымского парламента с призывом обсудить проблему развития региона на сессии, призвали их поддержать резолюцию слушаний и принять конкретные меры по защите интересов территориальных громад Западного Крыма. Они высказали предложение вместо строительства комплекса по перевалке сыпучих грузов и сырой нефти разработать проект курортно-рекреационного развития Донузлавского региона.
Напомним читателям, что в конце июля Минтранс Украины объявил о проведении общественного обсуждения проекта по созданию морского транспортно-промышленного комплекса «Донузлав». По версии Минтранса, во время обсуждения должно быть изучено влияние строительства транспортного комплекса «Донузлав» на экологические и социальные условия региона. При этом министерство настаивает на целесообразности строительства комплекса, «учитывая отсутствие в Украине глубоководных портов со специализированными комплексами по валовой перегрузке». В презентационных материалах министерства целесообразность строительства порта «Донузлав» объясняется реализацией одного из важнейших стратегических ресурсов Украины — развития транспортного сообщения мирового уровня и недопущения дефицита портовых мощностей, которые могут постигнуть Украину уже через 5—7 лет. При этом Минтранс предлагает разделить общий проект строительства порта на несколько объектов меньшего масштаба, несколько перевалочных комплексов, что облегчит поиски инвестора и ускорит реализацию проекта. Вместе с тем, ряд специалистов считают, — и эта мысль высказывалась на слушаниях в Евпатории, — что Евпаторийско-Донузлавский регион должен развиваться комплексно, в нем после ликвидации Крымской военной базы есть все возможности для развития как современной транспортной системы, так и комплекса рекреационных объектов — санаториев, пансионатов, гостиниц, игровых и развлекательных комплексов, а также строительства и яхтенной марины мирового класса.
Решение о строительстве порта на Донузлаве было принято также Президентом Украины Леонидом Кучмой, который издал несколько распоряжений и указов. Указ о создании Крымского морского транспортно- промышленного комплекса «Донузлав» на озере в Западном Крыму и привлечении инвесторов был издан также президентом Украины Виктором Ющенко в сентябре 2005 года. По предварительным оценкам специалистов, стоимость проекта только порта должна составить не менее двух миллиардов долларов США. После экспертной оценки проекта экологами, он доработан и усовершенствован. Как утверждают проектанты, из него исключены перевалка металлопроката, угля, сланцев, стройматериалов, химических веществ, гранулированной серы, а также перевалка химии, кокса, угля, зерна. Предполагается, что согласно последнему варианту проекта, порт на Донузлаве будет специализирован исключительно на перевозке контейнерных грузов, доходы от перевалки которых ориентировочно могут составить 257 миллионов гривен в год. Реализация проекта предполагает также создание нескольких десятков тысяч новых рабочих мест.
В то же время крымские ученые и экологи предлагают вместо торгово-промышленного порта создать единый западно-крымский рекреационный регион общеукраинского значения, куда бы вошли курорты Евпатории, Сакского и Черноморского районов, озеро Донузлав.
Выпуск газеты №:
№138, (2006)Section
День Украины