Первая
В Киеве открывается Музей современного искусства
Музей современного искусства — затея для престижа государства архиважная. Такие музеи являются одним из первых пунктов туристических программ. Более того, подобные структуры не просто собирают современное искусство, но и развивают его с помощью разных проектов, конференций, ведут теоретическую и архивную работу, группируют вокруг себя художников, искусствоведов, галеристов. Доселе такая работа в Украине — при наличии мощных школ и талантливейших артистов, — велась эпизодически.
Другой вопрос, каким видят будущий музей его устроители. Понятно, что главная фигура здесь — человек, на чьи деньги Музей создается — Виктор Пинчук, известный промышленник и меценат. Однако на первоначальной стадии коллекцию формируют эксперты. Таковыми выступили француз Николя Буррио, московский галерист Марат Гельман, художник Александр Ройтбурд и Александр Соловьев (куратор «Первой коллекции»). Их понимание актуальности, что не скрывают и сами эксперты, связано с концептуализмом и иными постмодернистскими техниками. В связи с чем за бортом осталось немало живописцев, без которых трудно себе представить украинское искусство — Александр Животков, Александр Криволап, Марко Гейко, Матвей Вайсберг, Бадри Губианури и другие. Мнение о том, что «неоабстракционистское» творчество этих весьма разных художников недостаточно актуально, можно было бы принять, если б Музей не имел в названии слова «современный». Но ведь все они являются нашими современниками. Опять же, автору этой статьи довелось побывать не в одном музее современного искусства за рубежом, и там новое абстрактное искусство прекрасно уживается со всем остальным набором арт- технологий.
Впрочем, лиха беда начало. В «Первой коллекции» хватает отменной живописи, есть и несколько заметных полотен мастера цветовой пластики, основателя «Живописного заповедника» Тиберия Сильваши. Национальное актуальное искусство за последние 20, точнее, 15 лет представлено обширно и разнопланово. Не забыли и тех уроженцев Украины, кто стяжал славу в чужих краях. К примеру — группу «Перцы». Олег Петренко и Людмила Скрипкина начинали в одесском движении «Апт-арт»; ни одно исследование феномена соц-арта не обходится без упоминания их имен. Их работы — образчики соц-артовского стеба: муляжи кастрюли борща, вареного картофеля, «потребительской корзинки», данные в разрезе, с указанием энергетической и витаминной ценности продуктов; выполненная в стиле советского плакатного примитива картина «Но пасаран», полосатый Чехов в компании двух зебр… Вообще, одесситы, сделавшие колоссальный вклад и в украинское, и в российское искусство, представлены целым рядом значимых имен. Есть несколько запоминающихся работ Юрия Лейдермана периода 1980-х гг., лучшего для концептуализма как такового. Соратник Лейдермана по нашумевшей в свое время группе «Медицинская герменевтика», Сергей Ануфриев, представлен двояко — исписанными туманными текстами рубашками и как отличный график — ранними рисунками из серии «Удвоения». Немало развлек публику своими «Темнильничками», странноватыми объектами, похожими на фосфорецирующие обломки кораллового рифа, чуть ли не единственный на сегодня украинский оп-артист Дмитрий Дульфан. Пугает страшноватой «Девочкой»-мутантом Владимир Кожухарь. Близок к «Перцам» по манере работы и сдержанному сарказму активист «Апт-арта» и «Медгерменевтики» Игорь Чацкин — впрочем, у него остается место для романтики: таков его наивный «Кораблик», наклеенный на доску и окруженный названиями парусных снастей. Несколько особняком стоят ассамбляжи Александра Лисовского — небольшие, изящные композиции плоскостных изображений и объемных предметов, напоминающие облагороженные коллажи футуристов и конструктивистов. Не обошлось без широкого присутствия Ройтбурда, также приметного одессита — похоже, что это нашествие земляков во многом его заслуга. Картинами «Будда повергнутый», «Лоно изгнания», парафразом классицизма «Пуссен» и несколькими видеофильмами нынешний директор галереи Гельмана в Киеве напомнил о том, что главное его ремесло все же — художник. Еще один образчик сугубо одесского изобразительного остроумия — «Негры ночью грузят уголь», нарисованные в 1987 г. Светланой Мартынчик и Игорем Степиным.
На фоне столь мощного «одесского вторжения» другие местности, в том числе столица, смотрелись не столь эффектно, хотя иронических упражнений хватало и там. Киевляне Максим Мамсиков и Александр Гнилицкий нарисовали «Ку-клукс- клан» и «Штирлица с обезьяной» соответственно. Циклом «Last projeсt» продолжил свою серию маньеристских фото еще один колоритный персонаж киевских арт-подмостков Арсен Савадов. Бывший харьковский, а ныне московский концептуальный фотограф Сергей Братков прекрасно вписался в контекст «Первой» чудными фото беременных моделей под общим названием «У меня будет мальчик». Экспонируются и работы другого фотографа из Харькова, всемирно знаменитого Бориса Михайлова — его снимок рабочей, моющей забор, из цикла 1991 г. «Возле земли», стоил многих полотен. Имелась и пара холстов Олега Голосия — одного из самых талантливых и трагических представителей поколения 1980-х. По заверениям организаторов, выставленное в Доме художника — малая часть предполагаемого собрания, так что, вполне возможно, некоторое количество картин Голосия все-таки останется в Украине.
В целом, худо-бедно, музеефикация украинского современного искусства стартовала. Пусть пока не в своем помещении (каковое, вроде, уже нашли в районе Лавры, на бывшей территории завода «Арсенал»), с некоторым перекосом в сторону доморощенных концептуалистов, в сослагательном наклонении. Главное, что украинская культура, — массивный, неповоротливый организм, — начала усваивать весьма странный и непонятный для нее продукт. То же и касательно наших богатых.
Одним словом, отсчет начался. И чем больше в нем будет участников, тем лучше.
Выпуск газеты №:
№213, (2003)Section
День Украины