Перейти к основному содержанию

Первый набросок «Мистецького арсеналу»

21 мая, 20:03

Итак, помещение старого арсенала на Печерске наконец- то начало полноценно функционировать в качестве выставочного центра. Первой масштабной выставкой здесь стала финальная экспозиция Международного открытого конкурса визуальных искусств «Эйдос 2006/07».

Собственно, конкурс был посвящен теме создания Музея современного искусства; однако сугубо архитектурных проектов было сравнительно немного. Так, группа киевских авторов — Алексей Болдин, Анастасий Яровенко, Юлия Огаренко предложила обустроить музей в судостроительном доке, причем сам док пустить плавать. Свои предложения сделали наглядными при помощи макета — музей-док в разрезе, а также физических действий — переоделись в тельняшки и устроили небольшой перформанс. Другая группа киевских дизайнеров — Ольга Нешта, Ольга Балашова, Ирина Яцик — разработала не такое эффектное, но вполне функциональное пространство в стиле западного музейного хай-тека в общей концепции «Ноева ковчега» искусств. А наиболее экстравагантную и по-своему остроумную идею предложил Олег Кручинин — разместить все экспозиционные помещения в футуристических модулях просто над крышами жилого района в историческом центре города. Там все есть: и висячие сады, и террасы для медитации, а наиболее подходящим городом для таких чудес могла бы стать именно Одесса. Довольно элегантно поступили харьковские художники (Мария Норазян, Илья Павлов, Вероника Кудинова, Мария Рубан, Александр Маслов) — смастерили огромные буквы, образовывающие слово «MUSEUM», и пометили этим словом самые разнообразные места — от стадионов до промышленных зон, таким образом преобразовав все это в импровизированные «музеи».

В целом преобладали уже традиционные для таких выставок технологии: постановочная фотография, видеоарт, инсталляции. Например, Сергей и Светлана Белокопытовы (Киев) соединили графические портреты известных и не очень персон с разнообразными аксессуарами дорогих производителей наподобие «Прада» и назвали все это «Сбрендившие лица, или Незамысловатый ребрендинг?» Выглядит как очередное ироническое упражнение на тему общества потребления и его воздействия на личность. Активная участница подобных выставок Ксения Гнилицкая ограничилась серией «Корни»: нарисовала корнеплоды, более-менее распространенные в Украине — наподобие топинамбура, имбиря или редиса. Выглядит как хорошая иллюстрация к соответствующему пособию.

Одесситы Олег Любимцев, Рипсиме Давтян, Андрей Дживага сделали акцент на фрагментарности своего произведения: их «Art for Save» представляет собой бокс, завешенный тиражированными отрывками различных рисунков и надписей; отказ от целостности и выглядит основным посланием всей работы. Артем Волокитин (Харьков) создал серию выполненных в различных техниках портретов подростков. И хотя в релизе говорится что-то об «идеально-возвышенном» и о «душе», в первую очередь, кажется, имелась в виду провокация — более консервативная часть аудитории может обвинить автора в заигрывании с педофилической тематикой, но традиционалисты на такие выставки не ходят. Более откровенно сработали Евгения Павленко и Людмила Седляр (Киев), показав в серии фото «Весна пришла» упражнения эксгибиционистов в людных местах. Вопрос — настоящая ли это съемка или позднейший фотомонтаж — не такой уж и принципиальный. Каждый развлекается по-своему. Довольно мрачный объект выставили Станислав и Юлия Возляковские (Херсон). «Портативный музей истории архитектуры «Домовина» и представляет собой гроб со встроенным экраном, где демонстрируются образцы архитектуры, которым угрожает уничтожение. Возляковский известен своим мизантропическим — если не сказать патологическим — взглядом на мир и таким образом остался верным собственному стилю, однако воплотил его по-новому.

Однако преобладали, конечно, более веселые работы. Киевлянки Анна Колбянова и Варвара Василенко в «Сезонах моды «BuB-2007» выставили нескольких резиновых кукол из секс-шопа, переодев их «по- модньому» — одну как Мерилин Монро, другую как учебный манекен из кабинета анатомии, третью как лондонскую панк-диву, четвертую, в противогазе и со знаменами СССР и Евросоюза, вообще нарекли «Анка-пулеметчица». Владимир Логутов из Самары сделал видео «Ненужные», заставив нескольких подростков посредством спецэффектов висеть в воздухе. В жанре политической сатиры поупражнялась харьковская группа «SOSка» — «Они на улице» — это фотографии людей в масках Тимошенко, Януковича и Ющенко, которые попрошайничают на улице; особенно трогательно выглядит Президент с табличкой «Христа ради». Берлинцы Андрей Логинов и Валерий Савульчик устроили целый фотосериал с собственным участием под названием «Тайна 10-й планеты». Переодевались то в солидных бизнесменов, то в забулдыг, и все это на фоне какого-то такого экзотического — «инопланетного» — пейзажа. Выглядит действительно смешно, тем более у самих артистов довольно забавные физиономии — один вообще похож на Крамарова. Однако воистину гомерическим вышел проект москвичей Лёхи Гариковича, Марии Андре и Саши Чернявского «Самооборона для художников». В нескольких понятных фотоиллюстрациях, а также при помощи подборки несложных рисунков авторы объясняют, как представитель на первый взгляд беззащитного творческого цеха может отразить бандитское нападение при помощи подручных инструментов и материалов — этюдника, кистей, красок и бумаги. Гости из столицы России щедро делились этим важным знанием, раздавая посетителям самодельную книжку-раскраску с теми же приемами художественной самозащиты. Досадно только, что против сумоиста приема так и не нашлось.

Однако, по-моему, самая большая приманка новой выставки — собственно сам Арсенал. Этот воистину колоссальный интерьер, который уже сам по себе является совершенным творением искусства и практически не уступает знаменитому Арсеналу в Венеции, уже десятки лет принимающим самую престижную в мире Биеннале. В таком пространстве — величественном и в то же время благородно старинном — любая картина, инсталляция, выставка будет выглядеть намного лучше, чем где-либо, в любой другой, нормированной и обустроенной галерее. Поэтому могу только поздравить всех ценителей искусства: «Мистецький арсенал» уже есть, он уже действует. Опасения вызывают только планы его дальнейшей реконструкции — портить красивые вещи у нас умеют.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать