Пикник на обочине современного искусства

Выставка «Мираж» куратора Натальи Филоненко, которая открылась позавчера в Центре современного искусства, представила живопись, фотоработы, инсталляции семнадцати абсолютно разных художников из Киева, Харькова, Одессы, Москвы и собрала на открытии настолько же неоднородную киевскую публику. «Мираж», цитирую кураторское объяснение, «является мистификацией исследования неуловимой грани между живой мечтой и ее исчезновением». Не знаю, насколько организаторы сумели хорошо мистифицировать исследование некой грани, зато сам вернисаж стал удачной мистификацией того, как вроде бы нормальные на вид люди, собираясь вместе, превращаются в украинскую богему, поисками которой в последнее время заняты отечественные социологи и масс-медиа. Несмотря на то, что для большинства присутствующих это слово «хуже пистолета». Заметим, что разнообразие публики лишь отражало разнообразие представленных художников, к каждому из которых пожаловал свой зритель, поэтому вторая «мистификация» проекта — это мистификация целостности экспозиции, в которой одновременно представлены и «Живопись» Тиберия Сильваши и разноцветные причудливо переплетенные стеклянные трубки Дмитрия Дульфана («Лаборатория света»). Буквальной целостности удалось достичь только в одном из залов: там предлагалось осматривать экспозицию оптом — сквозь призму, в которой отражались все развешенные вокруг работы. Благодаря этому экспресс-методу, многие из публики насладились искусством довольно быстро и, прихватив стаканчик с винцом, заняли стоячие, сидячие или даже лежачие места на лужайке возле галереи. Ведь, какая разница, что тебя просто в очередной раз разыграли (перефразируя классика: «сучасне мистецтво поманило, як марево, і як марево щезло»). Утешало лишь, что для веселого пикника летним вечером выставка — это просто неплохой повод.