Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Платить будем по кодексу

Верховная Рада планирует принять сегодня Налоговый кодекс в первом чтении
13 июля, 00:00

«Налоги так же неизбежны, как смерть», — сказал когда-то один из «отцов-основателей» американской демократии Бенджамин Франклин. Но для многих честных украинских граждан уплата всех налогов иногда «смерти подобна», учитывая сложность, многообразие и величину последних. Сегодня Верховная Рада планирует принять в первом чтении проект нового Налогового кодекса, который, по словам заместителя министра финансов Василия Регурца, «должен стать упрощенным документом, созданным специально для налогоплательщиков».

После принятия кодекса за основу в прошлый четверг парламентский Комитет по вопросам финансов и банковской деятельности совместно с правительством доработали проект с тем, чтобы успеть принять его в первом чтении до окончании работы пятой сессии. Суть проекта сохранилась без изменений: остался предложенный ранее перечень основных налогов (налог на прибыль предприятия, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и акцизы). Общее число налогов предлагается сократить (в частности, между правительством и профильным комитетом достигнута договоренность об отмене налогов, которые привязывались к объемам реализации продукции и целевых налогов). По-прежнему предлагается уменьшить ставки основных налогов. Последнее обстоятельство приведет к уменьшению поступлений в бюджет, но, по словам В.Регурца, «правительство идет на снижение налоговых ставок: мы надеемся, что эта мера приведет к выходу части доходов из теневой сферы». Со стороны правительства — это довольно героический шаг. Особенно, учитывая то, что проект предусматривает установление пятилетнего моратория на изменения перечня общегосударственных налогов и сборов. Однако налогоплательщикам успокаиваться не стоит. Как подчеркнул глава Комитета по вопросам финансов и банковской деятельности Валерий Алешин, «полностью мораторий на внесение изменений в налоговый кодекс не предусматривается. Ставки налогов будут изменяться в разные стороны. Хотелось бы, правда, надеяться, что мы сохраним нынешнюю тенденцию снижения ставок».

Принятие сегодня Налогового кодекса в первом чтении, по словам представителей правительства и профильного комитета, даст возможность достаточно точно спрогнозировать основные ориентиры бюджета на 2001 год. За лето документ планируется доработать и принять во втором чтении до начала рассмотрения Верховной Радой бюджета-2001.

КОММЕНТАРИИ

Представляя вчера в Верховной Раде доработанный к повторному первому чтению проект Налогового кодекса, заместитель министра финансов Василий Регурецкий сообщил, что правительство согласно с необходимостью снижения ставки налога на недвижимость до 0,5—1% (вместо 1—2%) от стоимости объекта налогообложения.

Целесообразно ли внедрять в Украине налог на недвижимость, как это предусмотрено Налоговым кодексом? Виктор ХМИЛЕВСКИЙ, президент Союза арендаторов- предпринимателей Украины, заместитель председателя Конфедерации работодателей Украины:

— Налогообложение недвижимости — важная проблема, которая касается всех сфер деятельности общества. Поэтому к введению этого налога нужно подходить очень осторожно. Его целесообразность не вызывает сомнений, однако вводить налог сегодня еще рановато. Сложность ситуации заключается в том, что недвижимость имеют и многие социально незащищенные граждане — они не смогут ее содержать даже по минимальной ставке в 1%. Кроме того, мы все выросли в далеко не лучших жилищных условиях и знаем, сколько труда было положено на то, чтобы обладать большей по площади квартирой. И вот сейчас может так случиться, что люди будут не в состоянии содержать свою собственность.

Не следует забывать и о том, что стремление граждан к увеличению размеров своего жилья положительно влияет на производство: благодаря этому создаются рабочие места в строительной, перерабатывающей, мебельной промышленностях. Причем строительство осуществляется за счет чистой прибыли: это средства, которые государство уже обложило налогом. Наше население недостаточно богато для того, чтобы опять платить налог на обложенные налогом доходы, которые были инвестированы в строительство. Я уже не говорю о том, что налог на недвижимость существенно повлияет на уменьшение рабочих мест в строительстве. Нам нужно сначала обеспечить платежеспособность населения — только тогда удастся избежать социального напряжения в обществе, связанного с введением этого налога. Виктор ПИНЗЕНИК, народный депутат, член подкомитета налоговой и таможенной политики Комитета по вопросам финансов и банковской деятельности:

— Совсем непонятно, почему в Украине до сих пор немалая часть далеко не бедных людей не платит налог на недвижимость. Конечно, было бы неправильно распространять этот налог на все категории граждан. С самого начала здесь предусматривалась система «амортизаторов»: припоминаю, что в проекте закона от уплаты налога освобождались те, кто имеет 30 кв. метров на каждого члена семьи плюс 30 кв. метров на семью. Это в городах, где проживает более 30 тыс. человек, а в селах — соответственно 40 плюс 40. Иными словами, абсолютное большинство населения под этот налог не подпадало. Возможное применение других «амортизаторов» — это предмет для поиска компромиссов.

Я не ставил бы под сомнение необходимость введения этого налога. Безусловно, он сложный: мы еще будем его менять, ибо невозможно сразу четко и точно разработать механизм его применения. Украина — это не Америка, и у нас есть отличия, которые нельзя не учитывать. Но, не начав администрирования этого налога, мы еще долго не научимся его собирать. Юрий ТАРАС, заместитель председателя экспертно- координационного совета по вопросам налоговой политики Министерства финансов Украины:

— Налоговый кодекс, который рассматривается в Верховной Раде, отражает точку зрения Кабинета Министров по налоговой политике. Хочу обратить внимание на несколько моментов, вокруг которых шли дискуссии в правительстве.

Возьмем в качестве примера киевский завод «Арсенал», который находится в центре города и занимает колоссальные площади. Завод фактически не работает, однако производственные площади не передаются другим — тем, кто мог бы на них работать. Заводу выгодно содержать эти площади: на них начисляется амортизация, на сумму амортизации уменьшается налогообложение прибыли и тому подобное. Предотвратить такое нерациональное использование производственной территории как раз и должен налог на недвижимость, ведь таких производств в Украине немало. Это одна из причин необходимости введения налога. Но обязательно должны быть переходные механизмы — прежде всего это касается оценки стоимости недвижимого имущества. Александр БОНДАРЕНКО, вице-президент Ассоциации специалистов по недвижимости Украины:

— Налог на недвижимость — это один из основных стимулов цивилизованной налоговой системы. Но созданы ли сегодня в Украине цивилизованные рыночные отношения? Единственное, что дало государство людям, которые на него всю жизнь работали, — это жилье, и платить налог, скажем, за «хрущобы» — настоящий нонсенс. Должны быть выработаны какие-то переходные положения, что позволит не довести население до отчаяния: ведь рынок жилья — более всего социально взрывоопасен. Поэтому начинать нужно не с жилья, а с промышленных, деловых и торговых объектов недвижимости, которые действительно приносят доход.

Не менее важно и то, кто будет устанавливать механизмы и методику стоимости недвижимости. Если это оставить на усмотрение государственных служащих, то ничего путного из этого не выйдет: есть множество примеров, когда установленная БТИ балансовая стоимость жилья разительно отличалась от рыночной цены. Наиболее оптимальным вариантом представляется оценка рыночной стоимости имущества, тогда это будет справедливо.

 Подготовил Петр ИЖИК, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать