По спекулянтам — огонь!
Банкиры обещают удешевление доллара
Этот снимок фотокорреспондент «Дня» сделал в тот момент, когда Сергей Леонидович Тигипко (еще не «ушедший» на выборы) на предприятии «Практика» испытывал на прочность бронеавтомобили, предназначенные для банков. Подчиненные и подопечные Сергея Леонидовича, несмотря на его подчас очень воинственный вид и риторику, утверждают, что главный банкир хотя и строг, но справедлив, и никогда не давал команд за «белых» или «красных» — только по закону...
Вчера стало известно, что Нацбанк уменьшил максимально разрешенный объем покупки банками наличной валюты в течение торговой сессии на межбанковском валютном рынке с 40% до 20% их общего дневного лимита кредитных операций с Нацбанком. Людям, не причисляющим себя к банковскому сообществу, в этом сообщении разобраться непросто. Поэтому разъясняем: оно вызвано снижением спроса на наличную иностранную валюту со стороны населения. В телеграмме к банкам НБУ сообщил, что решение принято в связи с увеличением объема наличной иностранной валюты в кассах банков. Словом, беспокойство на рынке налички утихает.
Наши банкиры, как впрочем и все их коллеги в мире, не любят даже слово «кризис». Тем более сам кризис. «В стране не было никаких признаков финансового кризиса на валютном рынке, — заявил в среду нынешний номинальный глава Нацбанка Арсений Яценюк. — Это была просто обыкновенная нестабильность, которая может возникнуть в любой, даже самой благополучной стране. Мы можем только гордиться тем, что удержали ее в разумных рамках и не дали вылиться в настоящий кризис».
Причиной нынешней коллизии считается нестабильность политической ситуации, вызванной выборами. Свою причастность к возрождению черного рынка валютной «налички» банкиры полностью отрицают. В частности, речь об этом шла на конференции банковского сообщества под успокаивающим названием «Стабильность банковской системы — залог развития общества».
«Паника началась из-за высказываний наших политиков, а не из- за финансово-банковой системы, — сказал, отвечая на вопрос «Дня», патриарх украинской банковской системы и глава «Проминвестбанка» Владимир Матвиенко. — Но все равно, так пугаться слова инфляция не нужно — она есть всегда (в сентябре инфляция составила 5,6% — Авт.). Но важно, что сейчас темпы инфляции в Украине меньше темпов роста доходов населения — так что у страны нет этой проблемы».
Можно ли однозначно отрицать и то, что люди были встревожены не только слухами о возможном повышении курса доллара, но и тем, что сами банки подавали населению беспокоящие сигналы, которые теперь объясняют исключительно заботой о соотечественниках? «Наш банк имеет больше всего отделений по всей территории Украины, и мы обслуживаем наиболее незащищенные слои населения — пенсионеров и работников бюджетной сферы, — заявил глава «Ощадбанка» Николай Суганяка. — Мы не хотели помогать спекулянтам, которые, приходя с утра, выкупали весь запас валюты в отделении, не оставляя ничего другим желающим. Именно поэтому создали ограничение — не больше 200 долларов в одни руки». Исключительно добрыми намерениями мотивировали свои действия и другие банкиры. Например, «Райффайзенбанк» выбрал свой метод доброты: клиент приходил, заполнял бланк, оставлял гривны, а только на следующий день получал доллары. По словам председателя правления банка Игоря Францкевича, это дало положительные результаты.
Сегодня большинство банкиров считают, что коллизия себя исчерпала, поскольку спрос на валюту спал — ограничения можно снимать. «Я завтра же подпишу приказ о том, чтобы валюта продавалась в отделениях нашего банка без ограничений, потому что в них уже просто нет смысла, — заявил глава «Укрсоцбанка» Борис Тимонькин. — Главное, что мы сбили спекуляционный накал. В итоге — сильно пугливые или желающие нажиться на беспорядке только проиграли: покупали по 5,4, а будут продавать по курсу 5,25, который скоро установится».
Однако еще не все банки настолько уверены в окончательной победе над спекулятивным элементом. К примеру, «Ощадбанк» ограничений не снимет, а лишь ослабит — теперь в его отделениях можно будет купить не 200, а 400 долларов в день.
Некоторую неуверенность в рядах банкиров, вероятно, можно объяснить их несколько наивным удивлением в отношении количества денег, внезапно появившегося у нашего далеко не богатого населения. Только в октябре им было куплено $1,2 млрд., из которых больше трети составляла наличность, сообщает в своем пресс-релизе главный банк страны и, по сути, осуждает недальновидность клиентов банковского сектора, утверждая, что сейчас время не тратить, а копить. Что касается подведомственных банков, то стратегия у Нацбанка практически не меняется: единые правила игры для всех банков и оперативное реагирование на внешние потрясения. Похоже, коммерческих банкиров такая позиция также вполне устраивает. «Я считаю, что Нацбанк в сложившейся ситуации действовал просто идеально, — заявил Борис Тимонькин. — Это попросту беспрецедентная ситуация, когда государственное учреждение работает настолько оперативно. То, что они смогли изыскать резерв в 11 миллиардов долларов для стабилизации ситуации на валютном рынке, говорит только о высоком профессионализме». Похоже, отношения в банковском сообществе после всех предвыборных смут даже оздоровились. По мнению финансистов, они стали на удивление едины в своих действиях и намерены и дальше стоять на своем. «Мы готовы к любым вызовам, лишь бы только отстоять стабильность банковской системы, — заявил президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко. — Я считаю, что стабильность каждого из нас — главная предпосылка общей стабильности».
Выпуск газеты №:
№202, (2004)Section
День Украины