Покровский резонанс
После скандала с частным зверинцем в Донецкой области всплыли другие подобные истории. Почему закон не может защитить животных?
История частного зверинца «Парк покровского периода» держала зоозащитное сообщество в напряжении на протяжении последних четырех месяцев. На сегодня пятерых медведей удалось перевезти в реабилитационный центр на территории нацпарка «Синевир», что в Закарпатской области. Часть животных временно поселили в зооуголке Александра Пилишенко Home Zoo, это в городе Васильевка Запорожской области. Пока длилась операция по их освобождению, один лев умер от анорексии, еще один лев и медведь исчезли. Куда подевались павлины, черно-бурые лисы, пеликаны и кони — неизвестно.
Владелец «Парка покровского периода» Игорь Падалко не имеет документов ни на одно из животных. Звери жили в тесных клетках, на холоде, в антисанитарных условиях и без еды. Однако из-за несовершенного законодательства забрать их в короткие сроки не смогло ни Министерство экологии и природных ресурсов, ни Государственная экологическая инспекция. А переезд медведей в «Синевыр» — еще не конец истории.
БИЗНЕС НА НЕВОЛЕ
Как сообщает информационное агентство «Вчасно», 5 февраля Красноармейский горрайонный суд Донецкой области, что в Покровске, вынес решение об аресте имущества в рамках уголовного производства по факту жестокого обращения с животными в зоопарке Игоря Падалко. Именно это решение суда позволило Государственной экологической инспекции забрать пятерых медведей в реабилитационный центр в «Синевире».
В то же время о тревожной ситуации в зверинце активисты говорили еще в ноябре прошлого года. С внеплановой проверкой сюда несколько раз наведывалась Государственная экологическая инспекция. Во время последнего визита, 25 января, инспекторы зафиксировали исчезновение части животных.
Вердикт Красноармейского горрайонного суда, к сожалению, не гарантирует, что животные больше не вернутся к Игорю Падалко. Ведь идет речь не об окончательной конфискации, а о временном изъятии животных, пока не будет вынесено решение суда по возбужденному против мужчины уголовному производству. Полиция сейчас продолжает досудебное расследование.
Адвокаты Игоря Падалко уже оспаривают решение суда от 5 февраля. Сам владелец зверинца сейчас за решеткой, ему инкриминируют еще и развращение несовершеннолетних (в семье Падалко воспитывалось восемь приемных детей). Животные же стали для семьи бизнесом, в зверинце проводили экскурсии и собирали благотворительные пожертвования якобы на новые вольеры — что не отображалось на качестве содержания животных.
«МЫ БОИМСЯ ПРОИГРАТЬ СУД»
Теперь вся ответственность за судьбу животных лежит на Государственной экологической инспекции, которая должна представить суду факты жестокого обращения с дикими животными в неволе.
«Мы боимся, что суд может быть проигран, потому что не знаем, какие документы подаются со стороны ГЭИ, — говорит Мария ТРУНОВА, глава общественного союза «Украинское объединение защитников животных», которая организовала операцию по освобождению зверей в Покровске. — Общественность приглашала ветеринаров, которые осматривали животных на месте и при транспортировке. Были выводы, что животные в ужасном состоянии. Но мы не уверены, что данные документы учтут в суде. Если ГЭИ не даст достаточно доказательств жесткого поведения, то животных могут вернуть к Падалко».
Зверинец в Покровске показал наглядно слабые места зоозащитной политики Минприроды и ГЭИ. Активисты предупреждали, что после Донецкой области подобные истории могут появиться в других регионах. А в Украине нет ни законов об изъятии диких животных из неволи, ни механизма их спасения, кроме длительных судов, ни достаточного количества реабилитационных центров.
ЕСЛИ БЫ НЕ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ
Недавно активисты рассказывали о незаконном содержании волка на Черниговщине. Спасать его из ужасных условий заявили о своем желании небезразличные граждане, надеясь, что удастся получить согласие на это у владельца. Часто это единственный и самый быстрый способ что-то сделать.
В настоящее время на слуху история о зооуголке Сергея Палехина в Хмельницком. Там содержится 72 животных, большинство из них когда-то выступали в цирке. Зверинец расположен на арендованной земле, владелец собирается ее продавать. Куда денет зверей — непонятно. Хмельницкая местная власть разъясняет, что альтернативной территории для зоопарка нет. В интервью местным СМИ Сергей Палехин комментирует, что у него есть полгода на поиски другого места расположения, иначе всех животных придется усыпить.
«Министерству нужно изменить что-то в своей деятельности, готовить новое законодательство для защиты животных, — акцентирует Мария Трунова. — Огромные претензии у зоозащитников к ГЭИ. Инспекция не заинтересована в том, чтобы навести порядок. Даже ситуацию в Покровске мы постоянно контролируем. Первая проверка зверинца состоялась еще 29 ноября, экоинспекторы вынесли постановление об изъятии шести медведей и четырех львов. Это постановление не пошло ни в суд, ни в исполнительную службу, то есть это была формальная бумажка, которая дала активистам и волонтерам надежду, что этих животных спасут».
«Сначала ГЭИ вместо того, чтобы подать в суд заявление об изъятии животных, начала договариваться с Падалко, чтобы он отдал их по доброй воле. В принципе, первую партию животных мы вывезли с его разрешения. Падалко не давал согласие на вывоз в «Синевыр», это можно было сделать только через решение суда. Те несчастные животные с ноября до конца января просидели в ужасных клетках на морозе. Министерство и инспекция непрерывно заседают, а результат нулевой. Животных мы смогли вывезти только благодаря сотням, а, может, и тысячам людей, которые помогли собрать средства на их вывоз. Если бы не общественность, неизвестно, чем бы все это закончилось», — констатирует зоозащитница.
КАК МИНИСТЕРСТВО СНИЖАЕТ НАПРЯЖЕНИЕ
В Министерстве экологии чувствуют недовольство общественности. Чтобы снизить градус напряжения, в начале февраля там вынесли на обсуждение проект правительственного постановления «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на специальное использование объектов животного мира как природных ресурсов общегосударственного значения и внесения изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 10 августа 1992 года №459». Появления такого документа общественность ожидает несколько лет. Постановление предусматривает механизм выдачи разрешений на содержание животных в неволе, чего раньше не было.
Кроме этого, по инициативе Минэкологии в парламенте зарегистрировали зоозащитный законопроект №8256 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно регуляции отношений, которые касаются подготовки собак к охоте». Данный закон полностью запрещает притравку охотничьих собак на диких животных, исключает термин «вредные животные» из закона «Об охотничьем хозяйстве и охоте» и прекращает регуляционный отстрел одичалых домашних животных в охотничьих угодьях.
Мария Трунова напомнила, что два года в парламенте лежит важный законопроект об обязательной регистрации и идентификации домашних и диких животных. От себя прибавим, что в конце прошлого года парламент с треском провалил голосование за законопроект №6598, который должен был запретить попрошайничание и фотоуслуги с животными, содержание диких и хищных животных в гостиницах, ресторанах, развлекательных центрах. Теперь общественность ждет от министерства не только слов о защите животных, но и конкретных действий в виде адекватных нормативных документов.
Выпуск газеты №:
№26, (2019)Section
День Украины