Власть опирается на всех, кто живет во лжи.
Вацлав Гавел, чешский политик и общественный деятель, диссидент, критик коммунистического режима, драматург и эссеист, девятый и последний президент Чехословакии и первый президент Чехии

Последний довод короля

12 апреля, 2003 - 00:00

Во вторник в столичном Доме кино состоится вечер памяти кинорежиссера Виктора Борисовича Кисина. В этом апреле сотни его учеников отмечают 70-летний юбилей мастера.

«Я сделал все, что мог, пусть кто-то сделает лучше», — с таких слов началась специальная юбилейная программа, посвященная Учителю многих украинских телевизионщиков на канале «Культура» на Первом Национальном. Ученик М. Кнебель и М. Верхацкого, Виктор Борисович Кисин вобрал в своем творчестве и мировоззрении идеи, традиции двух театральных школ: московской и украинской. Он был актером, режиссером театра, но основным его призванием стало телевидение. Исследователь зрелища и профессиональный актер, Кисин стал первым теоретиком телевидения на Украине, написал книги «Режиссура как искусство и профессия» и «Жизнь. Актер. Образ». По мнению Вадима Скуратовского, для профессора Кисина целостность зрелища как культурного феномена была уже не академической проблемой, а очевидной первоосновой, реальностью зрелища во всех его особенностях и характеристиках. В своих книгах В. Кисин придирчиво анализирует игровую стихию, в которой рождается зрелище, определяющие факторы «генетического кода» всей зрелищной культуры, доказывает, что именно зрелище было первым видом эстетической деятельности человека.

Зрелище привлекло и Кисина-практика. 4 апреля 2003, в день его рождения благодарные ученики показали зрителям Украины не только отрывки из видео- и телелент разных лет, но и полностью последнюю работу Мастера: телевизионный фильм «Последний довод королей».

Среди показанных работ: первый видеофильм «Без сенсации» о шахтерских забастовках на Украине, первый игровой видеофильм «Весенний день тридцатое апреля», первый телевизионный игровой фильм «Фауст и смерть».

Это теперь мы знаем, что «если события не было в телевизоре, его не было вообще». Кисин знал об этом еще в те далекие 60-е годы, когда пришел на телевидение делать свои первые программы. Кисин знал это, когда предложил организовать кафедру телережиссуры в ведущем киноинституте страны, а затем и в университете «поющего ректора». Кисин знал об этом, борясь за каждого своего ученика (а это практически все нынешние телевизионщики Украины).

Виктор Борисович знал о могущественной силе телевидения, и приступая к своему последнему телевизионному проекту совместно с известным политическим аналитиком и комментатором 80-х годов В.Дунаевым. Сейчас, когда мы по телевидению наблюдали действия военных в Ираке, когда телевизионные «картинки» для нас презентуют Событие, мы еще и еще раз вспоминаем слова В. Кисина: «Драматургические формы большинства зрелищ построены так…, что любая телевизионная «картинка» воспринимается зрителем как повод для активного общения». Понятно, почему в свое время «Последний довод королей» был высоко оценен президентом США Р.Рейганом. В фильме скрупулезно проанализирована анатомия политического события и сделано это образными средствами телевидения.

«Я сделал все, что мог, пусть кто-то сделает лучше»— таким мог бы быть последний довод Учителя Кисина в адрес пока еще сравнительно молодого украинского телевидения, в адрес своих коллег и учеников. Они помнят об этом.

Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments