Последний евроромантик. Первый еврореалист?

Украина осталась без своего главного евроинтегратора. В прошлую пятницу было подписано заявление об отставке первого заместителя министра иностранных дел Александра Чалого. Официально в указе говорится о его переходе к «научно-исследовательской деятельности». В неофициальных разговорах говорят о комплексе других причин.
Многочисленные эксперты на протяжении последних месяцев неоднократно отмечали определенные изменения в видении Чалым европейской интеграции Украины. Один из его коронных пассажей последних недель — необходимо переходить от «евроромантизма» к «еврореализму». Главным образом такие метаморфозы сам Чалый объяснял подходами и «сигналами» Европейского Союза в сторону Киева. С одной стороны, Брюссель ведет намного более активные переговоры о развитии отношений с Россией. С другой, европейские чиновники, не боясь обвинений в непоследовательности и неадекватности основополагающим документам «Объединенной Европы», заявляют об отсутствии даже дальней перспективы Украины попасть в ЕС. Не стоит забывать о не совсем комфортной работе экс-заместителя министра в нынешнем правительстве. Он один из немногих представителей исполнительной ветви власти, кто мог в открытую вступать в дискуссию с послом России Виктором Черномырдиным (за что последний «наградил» Чалого характеристикой — «дремучий человек»). Уже два года назад, когда Москва изо всех сил пыталась втянуть Украину в ЕврАзЭС, журналисты выражали опасения, что дипломат долго на своей должности не удержится. Удержался. Однако его настойчивость оказалась более слабой по сравнению с настырностью руководства северо-восточной соседки. Вскоре Украине предложили участвовать в Едином экономическом пространстве, которое по своей сути мало чем отличается от ЕврАзЭС, однако в Киеве решили уступить уговорам из Москвы. Резонные предупреждения Чалого о том, что две интеграции — нонсенс, не нашли понимания у украинского правительства.
Навстречу не спешил идти и Европейский Союз, больше занятый заботами расширения. Предложенная политика «нового соседства» совсем не соответствует задекларированным евроинтеграционным целям Украины. В ЕС отказываются предоставить Украине рыночный статус, брюссельские чиновники не хотят слышать даже о перспективе ассоциированного членства, не говоря уже о полноправном... Сложно было бы представить, чтобы при таком солидном противодействии с двух сторон (с одной стороны — евразийские настроения во властных коридорах Украины, а с другой — бюрократическая «евромашина»), Александр Чалый и дальше выполнял свои обязанности. Было бы не совсем корректно говорить только о руке Москвы или об угождении России (как было, например, в случае с экс-министром Борисом Тарасюком), хотя без этого, понятно, не обошлось. Вряд ли можно однозначно все «спихнуть» на Брюссель, который упрямством и непониманием реальных последствий собственной неуступчивости, сводит на нет деятельность тех немногих людей в Украине, которые видят свое государство в европейской и евроатлантической системе координат. Намного страшнее то, что существенной поддержки Чалый не имел даже в своем государстве (о подавляющем большинстве экспертов, журналистов и западных дипломатов здесь речь не идет). Незаметно было, чтобы за него «горой» стоял и непосредственный шеф — министр Константин Грищенко.
Отставка Чалого — символ определенного разочарования, причем разочарования «двойного». Не последнюю роль здесь сыграло зигзаподобное и недальновидное интеграционное метание Украины от России к Евросоюзу. Последнее официальное заявление Александр Чалый сделал как раз в день своей отставки, в прошлую пятницу на конференции «Украина — ЕС: взаимные интересы». Тогда еще не было известно о президентском указе. Тогда же он расставил все акценты в отношении украинской интеграции. «Проди, Ферхойген и Солана, хотя его заявление не так широко известно, очень четко высказались. Политика соседства исключает перспективу членства Украины в ЕС. Это стратегия 25 государств, и ее невозможно изменить», — отметил Чалый. «Не только и не столько неготовность Украины является основанием для заявлений Проди и Соланы», — продолжил экс-дипломат. «Расширение ЕС завершает период евроромантизма и требует поиска новой модели отношений», — убежден он. Он, в частности, предложил строить сотрудничество с Брюсселем на тех же основах, что и Швейцария, Норвегия и Исландия. «Соответствующая модель требует прагматизма. Именно она позволит Украине строить более равноправные отношения», — отметил Чалый.
...Помнится, во время новогодней неформальной встречи с прессой в 2003 году Александр Чалый побился об заклад с одним из журналистов, что Украина в 2010 году достигнет уровня готовности к проведению переговоров с ЕС о членстве. Неплохо, если бы этот прогноз стал реальным указанием к действию... Хотя пока что и без участия последнего евроромантика и первого еврореалиста. Но, верю, он вернется.
Выпуск газеты №:
№84, (2004)Section
День Украины