Потребитель — это звучит гордо
Новый школьный курс научит детей тому, о чем их родители только мечтают![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20080611/4103-2-1.jpg)
Оригинальное учебное пособие «Основы потребительских знаний» для 1-х—12-х классов, который Министерство образования и науки Украины совместно с Европейским Союзом на ПРООН вводят в учебный курс со следующего года, должен сделать наших детей уверенными в своих потребительских правах, дать нужную в жизни информацию из отраслей экономики, технологий производства продуктов, юриспруденции, банковского дела и тому подобное, а главное — научиться применять эти знания в ежедневной жизни. Такие учебные программы давно являются обязательными в Великобритании, также их изучают в школах всех стран- членов ЕС (по различным системам — обязательно, факультативно, интегрировано с другими предметами). Поэтому, по мнению менеджера проекта «Общество потребителей и общественные объединения» Клавдии Максименко, учебное пособие «Основы потребительских знаний», которое вскоре выйдет в Украине тиражом семь тысяч экземпляров, даст возможность нашим детям сделать еще один шаг к тому, что мы называем европейскими ценностями. Например, поможет развить чувство собственного достоинства.
— Наибольшая разница между нами, потребителями товаров и услуг, и европейцами в том, что мы не чувствуем себя комфортно, когда нам приходится отстаивать свои права. А для потребителей Европы доказать производителю или реализатору, что, например, определенный продукт является некачественным или такой оказалась услуга — это дело чести. Соответственно, к потребителю с уважением относится производитель, — считает Клавдия Максименко. — К сожалению, в Украине большое количество проблем возникает от асимметрии между бизнесом и конкретным человеком. Когда мы захотели провести исследование об отношении украинских крупных производителей к потребителям, из 300 приглашенных предприятий с нами согласились общаться только 38. Поэтому зарубежные эксперты сделали неутешительный вывод: украинский бизнес совсем не интересуется мнением своего же потребителя. Его, как такого, нет на карте мирового бизнеса. И так будет, пока потребитель не будет знать своих прав, не будет стесняться их защищать. Поэтому начав изучать в школах «Основы потребительских знаний», заставлять бизнес вписывать их в свою «карту мира», теперь начнут даже первоклассники: их, например, будут учить хотя бы брать в магазине чек. Эксперты говорят, что польза от такого курса будет двойной, ведь дети придут домой и научат своих родителей. Этот курс будет состоять из теории и практики, а также домашних заданий, ведь главное в нем — самостоятельно находить выход из жизненных ситуаций, которые случаются с каждым человеком. Например, что делать, когда ты купил просроченный продукт.
Поскольку школьная программа и так загружена, курс «Основы потребительских знаний» обязательным для изучения в школах не будет. Все зависит от инициативы учителей и руководства учебных заведений. Самое главное — что этот курс очень хорошо изучается в контексте других предметов: химии, биологии, географии, экономики, основ здоровья и тому подобное.
— Внедряя этот курс, мы пойдем по пути Европы, когда учитель-предметник будет брать себе определенное количество тем и будет преподавать их на своих уроках. Например, на химии ученики могут узнавать о составе продуктов, разнообразных примесей, использования генно-модифицированных продуктов и тому подобное... Таким образом, дети будут получать дополнительный стимул изучать те предметы, которые до этого казались неинтересными, — считает директор Департамента общего среднего и дошкольного образования МОН Олег Ересько. — Отмечу, что он не является экспериментом, потому что фрагменты «Основ потребительских знаний», интегрированные в другие предметы, к этому времени уже изучались в школах Закарпатья, Ивано-Франковской, Луганской, Харьковской областях, в Киеве и других регионах. Мы имеем очень позитивные отзывы о нем не только учителей, а и учеников. К тому же, этот образовательный курс формирует у детей критическое мышление. Например, к рекламе определенного продукта на телеэкране....
Организаторы проекта уже провели для отечественных учителей ряд учебных семинаров и уже более 1000 школ направили заявки на пилотирование у них курса «Основ потребительских знаний». Как отметила координатор тренингов для учителей Оксана Овчарук, она увидела очень большое желание учителей изучать этот курс (хотя бы для того, чтобы самим научиться отстаивать собственные права). Пособия для школ будут распространяться через региональные управления образования, в первую очередь, их получат в школах, которые первыми сделали заявки.
Оценивая глобальное значение изучения нашими учениками «Основ потребительских знаний», менеджер проекта «Общество потребителей и общественные объединения» называет это выполнением обязательств Украины, взятыми на себя как страны, которая стремится вступить в Европейский Союз.
Выпуск газеты №:
№103, (2008)Section
День Украины