Перейти к основному содержанию

Правонарушители XXI века

Причина задержания керченских сейнеров — устаревшее законодательство
25 февраля, 00:00

Государственный департамент морского и речного транспорта Украины считает, что главной причиной инцидента с задержанием в территориальных водах Грузии сейнера «Трепанг» под украинским флагом являются устаревшие и неадекватные современной мировой практике нормы отечественного законодательства. Как сообщалось ранее, сейнер «Трепанг», задержанный близ побережья Грузии за незаконную ловлю рыбы, при обнаружении его пограничниками поднял российский флаг и пытался скрыться от преследования в нейтральных водах. При задержании оказалось, что сейнер — украинское судно и приписан к Керченскому порту. На борту судна находились 17 членов украинского экипажа, капитан сейнера Василий Чечин. Грузинские пограничники были вынуждены произвести предупредительный выстрел из артиллерийской установки катера, заставили «Трепанг» лечь в дрейф и высадили на его борт досмотровую группу. Было установлено, что подъем российского флага оказался лишь уловкой со стороны капитана. Если подтвердится, что капитан украинского судна, задержанного в грузинских территориальных водах, поднимал российский флаг, то это будет самым серьезным образом расследовано и соответствующее обращение будет передано в МИД Украины, сообщают российские дипломатические ведомства. Как известно, ранее береговая охрана Грузии задержала украинский сейнер «Ниара», также приписанный к порту Керчь. Однако, как сообщил журналистам владелец судна, руководитель фирмы «Крыминтеройл» Николай Муравленко, «Ниара» вышла из порта приписки Керчь на промысел по договору с Новороссийской рыболовной компанией, купившей лицензию на вылов восьми тысяч тонн хамсы в морских водах Абхазии. Керченское судно имело право добыть 35 тонн этой рыбы. До задержания рыбаки выловили 20 тонн. Морские пограничники, остановив их, приказали следовать в Поти. На борту сейнера было десять членов экипажа. Со своей стороны, начальник управления службы береговой охраны пограндепартамента Грузии Коба Бочоришвили утверждает, что украинский сейнер задержан службой береговой охраны Грузии «за нарушение морской границы страны и незаконный лов рыбы». Как выяснилось, оба сейнера имели лицензию на вылов рыбы, однако выдана она была через представительство в Украине одной из новороссийских компаний, которая права на выдачу лицензий не имела.

Как сообщили Крымскому агентству новостей в пресс- службе Госдепартамента морского и речного транспорта Украины, при наличии параллельных независимых структур, осуществляющих контроль за деятельностью морехозяйственного комплекса страны, Департамент не имеет рычагов влияния на рыболовецкие суда и не в состоянии предупреждать подобные инциденты. Вопреки мировой практике, в соответствии с которой функции контроля за деятельностью морехозяйственного комплекса страны должна исполнять единая государственная Морская администрация, Кодекс торгового мореплавания Украины содержит положения, которыми определяется наличие двух независимых структур, выполняющих такие функции. Одна из них функционирует в рамках Министерства транспорта Украины и занимается морским и речным торговым флотом, морскими и речными торговыми портами, отвечает за безопасность судоходства. Другая структура входит в состав Министерства агропромышленного комплекса и отвечает за деятельность рыбного флота и т.н. рыбных портов. Браконьерский промысел, нарушения территориальных вод другой страны, приобретение недействительных лицензий и, наконец, попытка бегства под флагом другого государства, если они действительно имели место, является нарушением норм международного морского права. Ответственность за такие действия несет, в первую очередь, капитан судна как лицо, которое имеет все необходимые полномочия и лично отвечает за судно и экипаж. В пресс- службе отметили, что органы Государственной морской администрации Украины не имели полномочий осуществлять оперативный контроль за сейнером, не получали запросов о помощи с борта судна и, таким образом, не имели возможности помешать нежелательному развитию ситуации. Для того, чтобы подобные инциденты не возникали в будущем, считают в Департаменте, необходимо в кратчайшие сроки привести украинское морское законодательство к международным нормам.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать